Написал сообщение в тусовке музыка
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Канны 2018: «Лето» Кирилла Серебренникова

Режиссер, будучи под домашним арестом, смог довести съемки фильма до конца и сорвать громкие овации на премьере в Каннах.
11 мая 0
Кадр из фильма «Лето»
Кадр из фильма «Лето»
Ася Заболоцкая
автор

Во второй день конкурсной программы Каннского кинофестиваля-2018 был представлен фильм «Лето» Кирилла Серебренникова с Ромой Зверем, Ириной Старшенбаум и Тео Ю в главных ролях. Корреспондент Soyuz.Ru Ася Заболоцкая рассказывает, о чем же все-таки этот фильм – о Викторе Цое или о чем-то (или ком-то) другом?

«Лето» Кирилла Серебренникова уже приобрело особый статус благодаря СМИ, которые писали о невозможности закончить работу над картиной из-за внезапного ареста режиссера. Однако Серебренников без возможности «очного» контроля создания ленты снял один из самых искренних и глубоких оммажей ускользнувшей эпохе.

Действие ленты разворачивается в начале 80-х, когда Майк Науменко (Рома Зверь) со своей группой «Зоопарк» собирал аншлаги в ленинградских клубах. Из-за его популярности в «субкультурной» среде к нему приходит начинающий музыкант Виктор Цой (Тео Ю), чтобы показать свои песни. Майк, его жена Наталья (Ирина Старшенбаум) и остальные видят в молодом человеке потенциал и хотят не упустить шанс дать его таланту раскрыться.

Кадр из фильма «Лето»

Кадр из фильма «Лето»

Картина открывается черно-белыми кадрами, на которых мы видим молодых людей – фанатов советского рока, которые готовы залезть в окно, лишь бы попасть в переполненный клуб, где проходит концерт группы «Зоопарк». Публика жаждет сорваться с мест, нарушив строгие правила поведения в «культурном заведении», чтобы поддержать любимых музыкантов. Кирилл Серебренников открывает фильм песней «Дрянь». С первых нот он контрастно делит пространство на реальность и мир, в котором живут главные герои. Так и весь фильм линейное повествование рушится клиповыми эпизодами, которые могли бы произойти в реальности, но которых, однако, на самом деле не было. Все дело в том, что никто не знает, что именно было, а чего – нет. Одни скажут, что все, что показано в «Лете», неправда, а кто-то заявит, что во всем этом есть доля истины. Где-то весь кадр коллажем делится «тетрадкой» (отсылка к тому, что Науменко в основном записывал тексты песен в тетрадки) – пока в середине «цветной пленкой» проносится жизнь главных героев, на полях появляются переписанные или сочиненные тексты песен. Творческий процесс как-никак.

Один из героев, Скептик, периодически уточняет, что из показанного случилось на самом деле, а чего не было никогда. Этот Скептик в исполнении Александра Кузнецова является проводником через весь фильм и добавляет необходимые комментарии для полного раскрытия контекста истории. Он обращается к зрителям, критикует происходящее, становится невольным свидетелем или главным действующим лицом, но всегда упоминает, что того или иного показанного на экране на самом деле не было. Никто не пел песни Игги Попа в трамвае, пока герои пытались довезти кофе в дорогущей чашке, Talking Heads не играли в поезде, пока Науменко, Цой и компания устраивали шоу. Многого из этого не было, но очень хотелось бы, – ведь герои Кирилла Серебренникова все-таки романтики в первую очередь. Режиссер действует по той же схеме, что и Марк Гил в своем фильме «Англия принадлежит мне», где образ Стивена Моррисси был собран из «субъективного мнения постановщика», так как невозможно было выйти на контакт с самим музыкантом. В распоряжении Серебренникова были только мемуары Натальи Науменко и многочисленные «свидетели» той эпохи, но он не стал опираться на них в первую очередь. За них говорят T-Rex, Lou Reed, Iggy Pop, Bob Dylan, David Bowie, The Doors, The Beatles и остальные, а чтобы совсем не потерять нить повествования на помощь приходит Скептик.

Кадр из фильма «Лето»

Кадр из фильма «Лето»

Таким образом Кирилл Серебренников отодвигает ту ответственность, которую он «должен» чувствовать при создании фильма о ключевой фигуре российской рок-культуры. Но о Цое ли вообще фильм? Режиссер не зацикливается на образе, и Виктор Цой у него все еще молодой и никому не известный музыкант, поэтому его интерес обращен исключительно к Майку Науменко. Его комната, быт, пластинки, исписанные тетрадки с переводами песен и просто записанные на слух расшифровки композиций ключевых исполнителей американской и британской рок-сцены. Рома Зверь выдает сбалансированную актерскую игру, представляя зрителям художника и раскрывая его внутренний мир, который сам Серебренников старался воссоздать.

У Кирилла Серебренникова такое же отношение к историческим и биографическим фактам, как и у Алексея Германа-младшего в его «Довлатове». У первого в драматургии «говорит» музыка, а у последнего текст, сам «факт» становится как бы только фоном, а вперед выступает импровизация. Документами в «Лете» Кирилла Серебренникова являются, по сути, сами песни групп «Кино» и «Зоопарк», перепетые звонким голосом Ромы Зверя, анимированные и лаконично снятые со скрытым монтажом, а иногда линейно – без каких-либо постмодернистских приемов.

Кадр из фильма «Лето»

Кадр из фильма «Лето»

Начиная с песни Науменко «Дрянь» и заканчивая песней «Кончится лето» Виктора Цоя, режиссер рассматривает творчество музыкантов и подытоживает, заявляя, насколько творчество одного зависело от другого, ностальгически, эпизодами раскрывая перед зрителями лирического героя Майка Науменко. Для Кирилла Серебренникова не существует границ, само построение кадра лишено каких-либо ограничений, и любой его угол может нести в себе сюжетно важную информацию. Художник должен быть свободен – утопия, которая упоминается по нескольку раз в мечтах главных героев под ритм и бит любимых исполнителей. Серебренников создает «книгу-шар», где линией идут имена Майка Науменко, Виктора Цоя, Дебби Харри, Боба Дилана, Лу Рида и Игги Попа, где нет исторических, биографических и национальных основ – только творчество, только музыка.

Это фильм не о Викторе Цое, а об эпохе, о свободе, о лирике, о творчестве и о лете, которое так по-разному сложилось для музыкантов. Оказав сильное влияние друг на друга и всю советскую рок-сцену, они не могут существовать независимо, вне контекста их общей истории. Однако очередной скептик может сказать, что это не так и этого тоже не было.

В России премьера фильма «Лето» Кирилла Серебренникова намечена на 7 июня.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями