Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Черный клановец»: Не волшебная сила искусства

Спайк Ли рассуждает об ответственности кинематографа за умы и настроения в обществе, но с его выводами можно согласиться лишь отчасти.
3 октября 2018 0
Кадр из фильма «Черный клановец»
Кадр из фильма «Черный клановец»

4 октября в российский прокат выходит «Черный клановец» Спайка Ли – фильм, сумевший завоевать Гран-при 71-го Каннского кинофестиваля. В этой на первый взгляд легкой и остроумной ретро-комедии режиссер рассуждает об ответственности кинематографа за умы и настроения в обществе. С такой позицией режиссера можно согласиться только отчасти.

История Рона Сталлворта, чернокожего копа, сумевшего проникнуть в Ку-клукс-клан, поистине невероятна. В основу этого, казалось бы, анекдотичного сюжета легли реальные события, а точнее – книга самого Сталлворта, впервые опубликованная не так давно – в 2013 году, а теперь переведенная и на русский язык. В начале 70-х в Колорадо-Спрингс амбициозный полицейский-новичок Рон (Джон Дэвид Вашингтон – сын Дензела Вашингтона и бывший игрок в американский футбол, а теперь очень перспективный актер) «по приколу» откликается на объявление из газеты о наборе новых членов в филиал колорадского Ку-клукс-клана. Рону быстро отвечают и приглашают на очную встречу, на которую, понятное дело, он не может пойти. Вместо себя он посылает коллегу Флипа Циммермана (великолепный Адам Драйвер, уже не нуждающийся в особом представлении). Сам же Рон продолжает налаживать отношения с ку-клукс-клановцами и их лидером Дэвидом Дюком (неузнаваемый Тофер Грейс из «Человека паука 3») по телефону, умело подражая расистской риторике и акценту типичного «белого» южанина – ради этого стоит найти копию фильма без русского дубляжа. Одновременно с этим у Сталлворта завязываются романтические отношения с Патрис, ярой активисткой движения «Black power» (красотка Лора Хэрриер из ленты «Человек-паук: Возвращение домой»). Ситуация накаляется, когда в городе одновременно намечаются публичные выступления ку-клукс-клановцев и митинги чернокожих студентов, ратующих за равноправие. Рон буквально оказывается меж двух огней: идейно он вместе с Патрис, но как полицейский должен защищать Дюка от возможного нападения со стороны участников «Black power».

Кадр из фильма «Черный клановец»

Кадр из фильма «Черный клановец»

«Черный клановец» идет по колее, проторенной прошлогодним комедийным хоррором «Прочь» Джордана Пила, с легкой подачи которого Спайк Ли и решил перенести историю Рона Сталлворта на экран. Оба фильма объединяют не только отменный юмор и колоритные персонажи, но и затрагиваемые темы. Как и Пил, Ли говорит о не перестающей быть актуальной в современной Америке проблеме расизма. Правда, делает он это не так тонко, как его коллега.

Кадр из фильма «Черный клановец»

Кадр из фильма «Черный клановец»

Кино способно формировать ценности человека и лепить его картину мира – вот, пожалуй, основной посыл, который вложил Спайк Ли в свою новую работу. Он искренне верит в эту идею и последовательно ее доказывает. Начинается «Черный клановец» с кадров из «Унесенных ветром» – канонического фильма про гражданскую войну в США (1861-1865), по завершению которой и возник ККК. Казалось бы, старый фильм об уже далеком прошлом. Какое он имеет отношение к разговору о дне сегодняшнем? «Проиграна битва, но не проиграна война», – заявляет нелепый политикан, блестяще сыгранный Алеком Болдуином. Он выступает на фоне кадров из «Рождения нации» Дэвида Уорка Гриффита и обещает сделать Америку снова великой. Где-то мы такое уже слышали…

Кадр из фильма «Черный клановец»

Кадр из фильма «Черный клановец»

Именно с выходом в 1915 году «Рождения нации» связывают подъем активности ККК и новый всплеск национализма в США. В «Черном клановце» герои с горящими глазами смотрят этот трехчасовой немой эпос, который осилит не каждый студент киношколы. То, что великий, но безнадежно устаревший фильм может кого-то вдохновить – верится с трудом. Однако с фактами из книги Рона Сталлворта не поспоришь: произведение Гриффита – это один из главных столпов ККК. Спайк Ли не просто верит в волшебную, хоть и ядовитую силу «Рождения нации», он считает, что развеять ее морок может только другой фильм. Как говорится, клин клином вышибают. Нужно только получше высмеять всю нелепость Ку-клукс-клана и его недалеких членов. Примерно так, как это сделал Квентин Тарантино в ленте «Джанго освобожденный».

Кадр из фильма «Черный клановец»

Кадр из фильма «Черный клановец»

Все это и правда было бы очень смешно, если бы не было так грустно – радикальный национализм не сводится к надеванию наволочки на голову. А каким бы фильм ни был прекрасным, он, к сожалению, не способен изменить убеждения всех посмотревших его людей. Экранизация «Убить пересмешника», обличающая расизм, вышла аж в 1962 году, а ку-клукс-клановцы как собирались, так и продолжали собираться в 1970-х, когда вел свое расследование Сталлворт.

Кадр из фильма «Черный клановец»

Кадр из фильма «Черный клановец»

Возникает печальный разрыв между тем, что хотел сказать автор, и тем, что получилось. Вместо послесловия Спайк Ли вставляет хроникальные кадры, на которых запечатлены последствия прошлогодней трагедии в Шарлоттсвилле: тогда мирную демонстрацию против радикальных националистов протаранила машина, травмы получили 19 человек, одна женщина погибла. Ли убежден, что сейчас – самое время, чтобы рука стала кулаком, наносящим ответный удар. Мы же, смотря на эту ситуацию со стороны, понимаем: ответная агрессия – явно не самый адекватный способ решения проблемы.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями