Написал сообщение в тусовке музыка
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Человек, который удивил всех»: Обмануть Смерть

Евгений Цыганов в странном и парадоксальном фильме-притче о том, какую цену придется заплатить за возможность жить дольше.
25 октября 2018 0
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

25 октября в прокат выходит фильм «Человек, который удивил всех» – вторая после «Интимных мест» режиссерская работа творческого и семейного дуэта Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Это странный и парадоксальный фильм-притча о возможности обмануть Смерть и о цене, которую придется за это заплатить.

0
0.0
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку
2018

Наталья Меркулова и Алексей Чупов спокойно могли бы сделать эпиграфом к своему фильму знаменитую фразу из сериала «Твин Пикс» «Совы – не то, чем кажутся». И не только потому, что птицы сыграют важную роль в судьбе главного героя, но и потому, что сама картина будет не раз обманывать зрительские ожидания. Взять хотя бы среду, куда нас погружают Меркулова и Чупов – типичную стереотипную российскую глубинку с покосившимися заборами. Кажется, что мы наперед знаем, какую историю нам сейчас расскажут: про безденежье, беспросветную хмарь в душах и какого-нибудь местного бюрократа, который мешает людям хорошо жить. Но эти пессимистичные ожидания фильм, к счастью, не оправдывает. Картина, носящее такое сложносочиненное название, должна удивлять. И она удивляет.

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Главный герой Егор (традиционно малоэмоциональный, но выразительный Евгений Цыганов) – типичный сибирский «стойкий мужик»: сильный, храбрый и гордый. Он узнает, что жить ему осталось недолго – рак в термальной стадии. Не теряя самообладания, Егор продолжает работать егерем и не спешит сообщать печальную новость беременной вторым ребенком жене Наташе (за искреннюю игру Наталья Кудряшова получила награду на 75-м Венецианском кинофестивале). После того, как Егор теряет сознание на глазах у всей деревни, дальше скрывать свой смертельный диагноз от жены он не может. Эмоциональная Наташа не может смириться с таким положением дел и начинает пробовать все доступные способы, чтобы излечить мужа. Даже обращается к бомжеватого вида шаманке с чучелом вороны (или ворона?) на голове (неузнаваемая Елена Ворончихина). Та проводит комичный обряд «изгнания» болезни, но целебный эффект производит вовсе не он, а народная сказка про Шамбу-селезня, который обманул Смерть, прикинувшись уткой. И совершенно неожиданно реалист Егор начинает верить в сказку и решает сделать ее былью.

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Пройдя практически через «красную комнату» Дэвида Линча, Егор решает попробовать поменять свою сущность, чтобы Смерть его не узнала. Он наряжается в отчаянно короткое красное платье, делает макияж и идет на местную дискотеку, где томно танцует под «Мой рок-н-ролл» «Би-2» и Чичериной, таким образом вживаясь в новую для себя роль. Односельчане и в особенности жена предсказуемо плохо реагируют на вызывающее поведение Егора (сказку про чудо-селезня они явно не слышали или подзабыли), а он не может им объяснить смысл происходящего. То ли повинуясь негласному договору со Смертью, то ли следуя канону сказок Ханса Кристиана Андерсена, когда герои вынуждены «онеметь», Егор с самого момента преображения не произносит ни слова.

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Фильм «Человек, который удивил всех» можно ошибочно принять за фильм на ЛГБТ-тематику, но он таковым не является. От переодевания в женщину Егор не возбуждается – для него это процесс не приятный, а болезненный, особенно когда до него начинают домогаться другие мужчины. Если быть совсем откровенными, то Егор не пытается стать женщиной, а скорее перестает полностью быть мужчиной, становясь хрупким андрогином (для этой роли Евгений Цыганов похудел на 20 килограмм).

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

В то же время это и не фильм о зашоренном и лицемерном народе, как, например, выходившая в этом же году картина «Лицо» польского режиссера Малгожаты Шумовской. Формально обе ленты говорят об одном и том же: первые парни на деревне потеряли свое лицо (у Шумовской это происходит буквально), и как на лакмусовой бумажке сразу проявились вся злоба и глупость окружающих их людей. Но Меркулова и Чупов не ставят перед собой задачу обличить пороки русского народа. Конфликт Егора и земляков выведен весьма шаблонно, как и отношения с женой. От любви до ненависти – всего один шаг, и односельчане, не задумываясь, сразу его делают.

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Куда более интересные отношения у Егора – не зря он егерь по профессии – складываются не с людьми, а с животными. Он, пытаясь изжить в себе не только мужское, но и человеческое, спит в загоне с гусями (волей-неволей вспоминаются аналогичные сцены из «Сердца мира» Натальи Мещаниновой, где главного героя тоже звали Егором), а потом и вовсе уходит жить в заброшенный домик в лесу. Все лесные сцены удивительно тонко и сказочно сняты эстонским оператором Мартом Таниэлем, уже второй раз работающим с Натальей Меркуловой и Алексеем Чуповым. Благодаря его камере лес становится особым пространством, в котором начинается и заканчивается перерождение Егора.

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»

В ленте «Человек, который удивил всех» герой одновременно совершает экзистенциальное путешествие вглубь своего «Я», и за его пределы – в мир, где Смерть можно обмануть. Егор выменивает часть своей души на возможность продолжить жить. Но полностью порадоваться мы за него не можем, потому что к финалу ленты нам уже не ясно, кто стоит перед нами: человек, обманувший Костлявую, или оболочка, наполненная лесным холодом. В лесу перед Егором открылось тайное знание, но нам он его не поведает. Обет молчания с финалом картины не прекращается.

Поделитесь с друзьями