Написал сообщение в тусовке музыка
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Дом, который построил Джек»: Ладно, я – нацист

Новый фильм Ларса фон Триера – это и саспенс-триллер, и пародия на слэшер, и исповедь (или проповедь?) режиссера, и ядовитая философская сатира для ценителей извращенного черного юмора.
3 декабря 0
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Злой, жестокий, гротескный манифест о природе человека и искусства, и исповедь самого автора, безжалостного провокатора, обладающего больным воображением и огромным талантом.

0
0.0
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку
2018

Разделенный на несколько глав (плюс метафизический эпилог «Катабасис») и разбавленный кинохроникой, фотографиями и картинами, триллер датчанина Ларса фон Триера содержит ужасающие сцены садизма. Людей бьют, душат, закалывают, режут, а трупы замораживают и потом фотографируют. Все натуралистично. Серийный убийца по имени Джек (Мэтт Диллон) исповедуется Верджу, или Вергилию, рассказывая о своих злодеяниях. Потом оказывается, что оба находятся в пути в глубины ада. В финале Джек, накинувший красный халат с капюшоном, – настоящий Данте. Режиссер даже воспроизводит знаменитое полотно «Ладья Данте» (La Barque de Dante) французского живописца Эжена Делакруа, где из воды в ладью к Данте и Вергилию пытаются забраться души грешников. «Рука Господа движет мной, я лучший режиссер на планете», – заявил Триер, закончив «Антихриста». Здесь, однако, видно, что он шагает за руку не только с Богом, но и с Сатаной.

Прежде всего Ларс фон Триер рассказывает о себе. Джек – самопровозглашенный художник, манипулятор, интеллигент, параноик, психопат, эгоист... и инженер по профессии, помешанный на чистоте. Причем Джек (значит, и сам Триер) признается зрителям, не раз оглядываясь, смотря на нас, мол, вот я, поймите и поймайте меня, если сможете. Признается Джек без стыда и совести – он уверен, что великое искусство требует великого жертвоприношения. Может быть, в этом и есть главная мораль фильма.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

История цинично рассказана самим киллером – звучит закадровый монолог Джека, который внимательно выслушивает Вергилий, иногда задающий вопросы и ставящий под сомнение логику и мораль убийцы, для которого насилие – творчество, искусство. Джек вечно строит дом у озера и постоянно его сносит, ибо далек от совершенства. Джек, как и Ларс, похож на пианиста Гленна Гульда, виртуозно оттачивающего свое мастерство – фрагменты его выступления разбросаны по всему фильму. Это, так сказать, метафора в лоб. Беседа Джека и Вергилия похожа на разговор врача с больным или священника с грешником. Остроты добавляет появление Бруно Ганца в роли терпеливого собеседника маньяка, ведь именно он сыграл Гитлера в «Бункере». Кровавый диктатор Третьего рейха тоже мечтал стать художником. Такой авторский ход – дерзкая и парадоксальная издевка, потому что персонаж Ганца настаивает, что искусство рождается через любовь, а не через дичайшие зверства. И тут же кажется, что это наглый жест режиссера каннской элите, которая объявила его персоной нон-грата за восхищение Гитлером. Правда, Бруно Ганц только перебивает, спрашивает и провожает убийцу в ад, хотя Гитлеру, нацистам и ужасам концлагеря тоже дают место на экране. К слову, забавно, что порнографическая «Нимфоманка» демонстративно прошла мимо Канн, зато оказалась в Берлине. Впрочем, Канны все равно оставили «Дом» без призов.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Если с одной стороны, фильм – явка режиссера с повинной, дескать, да, я – нацист, насилие – это прекрасно, нет любви – только боль и страдания, то с другой, среди фарса и расчлененки, Ларс фон Триер рассуждает о природе искусства и натуре человека. Автор ведет спор с самим собой и дает публике пищу для размышления. Так что, кто хочет пообщаться с Ларсом фон Триером – добро пожаловать в «Дом, который построил Джек». Режиссер философствует о том, можно и нужно ли ограничивать искусство моралью и нравственностью, может ли тиран быть художником, и вообще есть ли жизнь после смерти и творец после своего произведения. Помимо отсылок к художникам и мыслителям, Триер не ограничивается и самоцитированием. Тень оказывается самым преданным другом Джека (метафора с тенью гениальна). Автобиографический нарциссизм не знает границ. Режиссер такой же нарцисс, как Джек, не скрывающий, что одержим жаждой крови. Доходит до того, что ценитель прекрасного открыто заявляет копу, что убил несколько десятков людей, но тот уезжает, махнув рукой. Никто не верит, что Джек – безумный палач. Даже дождь встает на сторону убийцы – мощный ливень смывает кровавые следы. Снова рука Бога? Благословение на убийство? Кажется, маньяк выступает в роли адвоката режиссера, который бросает вызов публике и издевается над ненавистниками, при этом всерьез размышляя о насущном с чувством, толком и остроумием.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Ларс фон Триер не был бы великим и ужасным художником, если бы не показал за наивным жанровым фасадом картину пошире, повесомее, поэтому «Дом, который построил Джек» – основательный, многословный, напористый манифест о гуманизме и мизантропии, зверстве и равнодушии. Кто-то кричит, а в ответ – пронзительная тишина, и даже религия бессмысленна, ибо превратила человечество в толпу рабов. А если вспомнить, что события происходят в американской провинции, то кроме раздутого самобичевания и самолюбования режиссера, перед нами «Американский психопат 2.0». Нацепив красную кепку, Джек сходит с ума от охотничьего ружья, которым отстреливает свою семью. Злодей, мчащийся на красном фургончике под заводную «Fame» Дэвида Боуи, – портрет Америкус Трампус? Если кто-то называет триеровский фильм, где убивают детей и уродуют животных, грязной, ужасной и мерзкой пыткой – оглянитесь вокруг. Конечно, автор – безумец. Но не безумен ли мир, в котором мы живем? Или мы смотрим исключительно на мир, который построил Триер?

Так что же такое «Дом, который построил Джек»? Это и отличный саспенс-триллер, и сочная пародия на слэшер – жертв справедливо называют простушками и дурами, и честная исповедь (или проповедь?) режиссера, и, наконец, ядовитая философская сатира для тех, кто обладает извращенным черным юмором. Триер понимает Гитлера, поэтому теперь попробуйте понять Триера. Здесь «Браво, Джек» равно «Браво, Ларс», ибо Джек – неосуществленная мечта датского мастера. Кто вообще не знаком с Триером и кто хочет изучить характер режиссера «Догмы 95», смело, но осторожно открывайте дверь «Дома, который построил Джек». Грешникам вход без стука.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями