Написал сообщение в тусовке музыка
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
0 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Стертая личность»: Что скрывает ложь

Драма об исправительном «концлагере» для геев с Расселом Кроу, Николь Кидман и Лукасом Хеджесом затрагивает тему обмана как фундамента существования любого общества.
20 марта 0
Кадр из фильма ​«Стертая личность»
Кадр из фильма ​«Стертая личность»

Консервативные родители (прекрасный дуэт Николь Кидман и Рассела Кроу) отправляют кроткого сына Джареда (Лукас Хеджес, номинант на «Оскар» за «Манчестер у моря») в лагерь репаративной терапии. Что это значит? Подросток из Арканзаса – гомосексуал, которого теперь будут лечить, чтобы не заглядывался на мальчиков. В лагере все жестко: телефоны забирают, курить и пить запрещено, ни кино, ни ТВ, а в туалет строго под надзором. Короче, явно не пионерский лагерь «Дружба». Если дружба, то только с Богом.

И вот в чем трагедия. Отец Джареда – пастор, который, разумеется, не принимает странности паренька. Ни родители, ни их сын не знают, что делать. И никто не знает, поэтому до сих пор ведутся споры на больную тему, и восприятие фильма целиком зависит от того, что для вас гомосексуализм – болезнь, выбор или мать так родила. Вот «доктор» Виктор Сайкс (Джоэл Эдгертон), наставник и главный идеолог лагеря, убежден, что это грех.

0
0.0
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку
2018

Если для вас гей – извращенец, бесовщина и вообще посланник Сатаны, то готовьтесь – так приличным людям говорить нельзя, за такое влетит. Если гей – дитя природы, а не выбор, то лагерь, где, о ужас, заставляют молиться, покажется настоящим концлагерем. Там гомосексуализм называют грехом, сравнивая с наркоманией, алкоголизмом, абортом, криминалом и порнографией. И тут любой зритель, даже самый убежденный противник такого авангарда прогрессивного мира, ужаснется некоторым совсем не «докторским» методам. Так, одного мальчишку не то что унижают и запугивают, а ставят на колени перед гробом при свечах и Библией выбивают из него «демона». Настоящий обряд экзорцизма! Хочешь не хочешь, а подумаешь – не обезумели ли эти религиозные фундаменталисты?

«Библия дает ответы на все вопросы», – объясняет несовременно мыслящий пастор, на что ребенок ответит: «Я гей и я твой сын». И мужик прослезился, потому что автор четко разделяет: либо прими гомосексуализм, либо страдай.

Кадр из фильма «Стертая личность»

Кадр из фильма «Стертая личность»

Сам режиссер Джоэл Эдгертон исполняет роль эдакого диктатора религиозной секты, которая делает именно то, что «стирает» человека, то есть перевоспитывает, посвящает в мужчины, формирует «правильного». Мистер Сайкс – «дипломированный» пехотинец Бога, и только он решает, когда придет пора на выход. Мальчиков гоняют, как в армии. А строит их отсидевший татуированный зэк в исполнении басиста группы Red Hot Chili Peppers, приказывающий молодым: «Fake it till you make it!» Даже жалостливая музыка становится тревожнее и сдабривается барабанной дробью.

Поставленная по автобиографии Гаррарда Конли «Boy Erased: A Memoir of Identity, Faith, and Family» драма мрачнее и агрессивнее хипстерской проповеди «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», хотя обе картины показывают жизнь гомосексуальных подростков в «исправительных» лагерях. Тот фильм гораздо дружелюбнее «Стертой личности». Зато главное, что можно взять из картины Эдгертона – это изображение простого человеческого цинизма. Если взглянуть за радужный занавес, то окажется, что драма не столько про репрессии «других», тех, кто отказывается от кукол или, наоборот, требует платьиц и бантиков, сколько про конформизм. Ведь позже выясняется, что тот самый диктатор тоже гомосексуал. Представьте нацистов, восхищающихся дегенеративным искусством и почитывающих учения Ленина. Неспроста мальчишке говорят: чтобы выжить – надо притворяться, «play the part». Хотя родители, конечно, предпочли бы, чтобы их сын притворялся «нормальным» всю жизнь. Между прочим, режиссерский дебют Эдгертона «Подарок» тоже про обман и притворство. Один лжет, чтобы унизить, а другой – чтобы отомстить, но оба ломают людям жизни. Обман может уничтожить человека.

Кадр из фильма «Стертая личность»

Кадр из фильма «Стертая личность»

Неудивительно, что ментор Сайкс объясняет ценность жизни – что есть грех, а что добродетель – на долларовой купюре. Этот лжепророк призывает заполнить пустоту Богом, но на самом деле стремится к простым земным благам. Сайкс – волк в овечьей шкуре, чьи проповеди ведут к бессмысленному насилию и гибели. Ища спасения не в Боге, а в человеческой власти, наставник лагеря обрекает себя и своих последователей на гибель и забвение. И ведь Сайкс действительно не врал, когда сказал, что это будет «удивительное путешествие».

Получается, режиссер показывает не столько ужасы подавления гомосексуализма, сколько обман как фундамент существования любого общества, не только современного, и не только тоталитарного. Скорее даже демократического, где балом по-любому правит толпа. Перед нами конфликт веры в Бога и веры в себя, хотя формулу можно придумать любую. Обман и притворство становятся обязательным состоянием человека, а не то толпа потребует заткнуть и «стереть» того, кто сообщает правду, если эта правда «не заходит» публике с правильной, высокоморальной идеологией. Конечно, ты можешь быть «особенным», но только, как говорится, на кухне.

Кадр из фильма «Стертая личность»

Кадр из фильма «Стертая личность»

И все же в глазах религиозного отца родной сын стал предателем. Казалось бы, предательство – грех, но если, по фильму, гомосексуализм – не выбор, а, видимо, дар божий, то спор ни о чем: отец должен согласиться, что сын – гей. А не согласишься – убедят. Не убедят – заставят. И если честно, Эдгертон-режиссер мало чем отличается от Эдгертона-диктатора, хоть убеждения одного и другого разнятся, но оба отказываются спорить и философствовать. Фильм, казалось бы, должен призвать к диалогу? Другое дело, что насилие по определению – зло, поэтому, будь ты натуралом в десятом поколении, за ребят, среди которых затесался режиссер Ксавье Долан (как и его герой – гей), все равно страшно. Если ты человек, конечно.

Номинированная на два «Золотых глобуса» за лучшую мужскую роль и песню (саундтрек здесь и вправду чудесный – один из лучших в этом году), картина в целом не дотягивает до ужаса сцены экзорцизма и напряженнейшего третьего акта, когда мать обязана защитить сына, чтобы сохранить семью. Режиссер относится с пониманием и уважением к персонажам Кидман, Кроу и Хеджеса, потому что у каждого своя правда. Странно, однако, что жуткий эпизод изнасилования почему-то остается на обочине сюжета. Суховато показана и внутренняя борьба главного героя – борьба религии и личности. Люди ведь знают, что нет дыма без огня, но в фильме виден только дым.

Гуманистическая драма о конфликте детей и родителей, подобно исправительному лагерю, вряд ли что-то изменит. Благо, это не буржуазная драма о непонятых геях, жаждущих одновременно быть как все и отличаться. Это картина ненависти, разочарования и злобы в мире, где вера в ложь становится важнее истины. Остается лгать и притворяться, иначе не выживешь. Бойтесь тех, кто знает ответы на любые вопросы.

Поделитесь с друзьями