Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Алексей Козлов & Арсенал "Live in Tallinn ’74"

Почему историческая запись главной джаз-роковой группы СССР остаётся засекреченной?
23 марта 2017 0
Алексей Козлов & Арсенал "Live in Tallinn ’74"

Издательство ArtBeat Music выпустило в свет чудом уцелевшую в архивах концертную запись легендарной джаз-роковой группы Алексея Козлова «Арсенал», сделанную задолго до выхода первой пластинки группы на фирме «Мелодия». Soyuz.Ru разбирается, что можно услышать на этой исторической записи, и почему саму запись до сих пор услышать крайне непросто.

Тема разговора – запись, не имеющая никакого эстетического отношения и к андеграунду и к совеременным музыкальным привычкам. Она была заброшена в контркультуру изворотами мозга советстких номенклатурщиков 70-х годов прошлого столетия - людей решительных, но недалёких. Поэтому про неё не знали 40 лет.

«Арсенал», 1974 год. Фото Тыну Таливе

«Арсенал», 1974 год. Фото Тыну Таливе

Процесс создания музыки болтался тогда в широкой прорехе от идеологической борьбы с буржуями до полной глупости и пошлости, но в нём постоянно возникали внезапные дыры и люфты, и музыканты всё же могли выразиться, причём так, что это звучит интересно и круто через десятилетия. Сейчас, кстати, подобных «дыр» в корпоративном псевдо-роке, царящем в мозгах и эфирах, нет вообще – шоу-биз научился строить непроходимые стены. Но в одну из этих «дыр», позволяющих узнавать настоящее - из прошлого мы сейчас можем заглянуть.

«Арсенал», 1974 год. Фото Тыну Таливе

«Арсенал», 1974 год. Фото Тыну Таливе

Запись концерта 1974 года джаз-рок ансамбля «Арсенал» Алексея Козлова найдена почти случайно в Таллинне в архивах тамошней студии звукозаписи. Эстонцы не только сохранили фонограмму, они и приняли активное и профессиональное участие в восстановлении и издании записи. И какие там ещё скрываются аудио-тайны, даже представлять – и страшно, и весело – играли в Прибалтике многие наши рок-звёзды того времени и кое-кто из ненаших. Сейчас удаётся иногда найти и необычайные редкости, записи звёзд русского рока более позднего времени и вот такие – совсем уж уникальные и давние фонограммы, мечты и легенды меломанского сообщества. Материалов из тех времен, любых, кстати, очень мало - можно вспоминать, например, раннее видео, где «Арсенал» играет фантазию на тему «Болеро».


Это было парадоксальное время, когда музыкант мог присутствовать на приёмах в зарубежном посольстве, иметь позитивную прессу – за границей, статус звезды у молодёжи, но не иметь возможности регулярно выступать с концертами. Тем более редкость качественная, да что уж там, любая запись такого концерта. «Арсенал» играл тогда, когда удавалось, но слух о нём всё равно шёл от изданий типа журнала «Юность» и при помощи друзей– «а вы слышали?» Теперь каждый может сказать – «Да! Я - слышал!».

Сначала о самом релизе, о том, как он издан. В комплекте - два виниловых диска и дополнительный CD, буклет с фото и плакат. Альбом выпущен лимитированным тиражом в 100 экземпляров, на каждом экземпляре стоит номер - особо не забалуешь – и убран в коробку, как и приличествует серьёзному делюкс-изданию. Запись уже является артефактом - и сама по себе и, тем более, в том виде, в котором она вышла. В продаже, кстати, её не найти это "Only For Presentation And Cultural-Historical Education", что возвращает ситуацию в зону «засекреченной», тайной культуры. Остаётся надеяться, что ситуация будет меняться и мы (не думая о воровстве пиратов – как промышленных, так и «домашних») когда-нибудь станем свидетелями и массового, коммерческого тиража – всё же, это издание из тех, что являются фактом и мерилом культуры целого поколения.


Внимание слушателя сразу и неизбежно фиксируется на активности звучания, по подаче, по горячности и массивности звука, вообще не имеющих сравнений в нынешней поп-музыке. Музыканты, в первую очередь сам Козлов, знали и умели играть и фри-джаз, и джаз-рок. Очевидна и не скрывается ориентация на звёзд западной, продвинутой на тот момент, музыки – Blood, Sweat and Tears, Chicago, Майлза Дэвиса и т.п. Удивляет уровень ансамблевой игры – группе было всего около двух лет, но уровень музыкальной эрудиции (а тогда все слышали всё) позволял играть одновременно и легко для слуха, и сложно – для ума.

Музыканты не забывают пошутить, наигрывая «Ах, мой милый Августин», в финале “Da Da Man”, безумствует гитара в “Spinning Wheel”, звонко отбивает ритм-секция, свингуют духовые, запоминается соло бас-гитары в “Questions 67 – 68”. И, как знак времени, звучат фрагменты из главной рок-оперы всех времен и народов “Jesus Christ Superstar”, которая была тогда одним из главных мировых хитов, вот её точно знал каждый.

Бас и «скрипучая», очень в духе эпохи, соло-гитара, дёрганый фанк, джаз-рок тут звучат, как голоса инструментальной свободы. Знал «Козёл на саксе» (так называется, кстати, автобиографическая книга Алексея Козлова, рассказывающая и про те веремена), чем пронять аудиторию. Крутые - для начала 70-х - звуки сейчас будут раздражать уже не только номенклатурных старперов, но и сетевывх хомячков. Эту музыку медиа и рынок приручить не смогли и это вновь - контркультура.

Особую роль играют вокалисты Тамара Кверквелиа, Олег Твиритинов и, особенно, Мехрдад Бади, прославившийся чуть позднее участием в «По волне моей памяти». Кстати, когда альбом Давида Тухманова вышел, движение информации было обратным – говорили, вот на этом новом альбоме круто поёт парень – иранец из «Арсенала». Бади и Кверквелия (фамилия писалась и через «и» - Квирквелия) присутствуют на первом, «олимпийском», мелодиевском виниле «Арсенала». Мехрдад, давно живущий в Англии, и сейчас иногда приезжает с концертами в Москву.


Человек, в деталях понимавший, что к чему на этой записи, оказывался сразу на верхней ступеньке рок-эрудиции. История музыки возвращается и приносит с собой радость от находки и удовольствие от искусства. Джазово–инструментальный интеллект и ширина кругозора, связанные с альбомом, теперь кажутся чрезвычайными. Запись можно только рекомендовать – не только как учебник «всего», но и как блестящую музыку. Кому говорить спасибо за этот альбом – тогдашним музыкантам и таллинским звукорежам, или нынешним реставраторам и издателям? Скажем спасибо, и большое – всем.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями