Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Чак Берри "Chuck": Секрет настоящего рок-н-ролла

Каким получился посмертный альбом легендарного музыканта.
9 июня 2017 0
Чак Берри "Chuck": Секрет настоящего рок-н-ролла
Александр Топилов
автор

9 июня в свет вышел "Chuck", новый альбом Чака Берри. Этот диск стал последней работой музыканта, который ушел из жизни 18 марта этого года в возрасте 90 лет. Чак знал, что этот альбом станет его последним. Какой же получилась прощальная работа отца-основателя рок-н-ролла?

Рок-н-ролл – это Чак Берри. А Чак Берри – это рок-н-ролл. Со всеми его неутешительными вытекающими: с грязью, с эксцентрикой, с криминалом, со скандалами и тюрьмами, с гитарным соло на 2 ноты под утиную походку, с тремя аккордами, с минимумом музыки, зато максимумом драйва. С мифами и легендами, со срывами концертов, с полным пренебрежением и равнодушием к публике и постоянно меняющемуся аккомпанирующему составу, с одним и тем же набором рок-хитов. Весьма впечатляющим, надо заметить, набором хитов. Но которые становились «народными» как правило в чужом исполнении. За свою карьеру Чак записал 50 синглов, из которых лишь “Ding-A-Ling” поднялась до первого места. Подавляющее большинство из его 20 студийных альбомов тоже проваливались. Собственно, последний альбом оригинального материала Берри выпустил в далеком 1979 году. С тех пор он пришел к выводу, что ему это не надо. А вот концерты – совсем другое дело. Его живые выступления всегда пользовались спросом, и Чак до последнего времени регулярно ездил с турами по всему миру.

Свой последний концерт Чак отыграл 15 октября 2014 года, за три дня до 88-летия. Как вспоминают очевидцы этого события, выступление Берри было как всегда сильно «грубым» и грязным. Публика была с ним до конца. Зритель вообще очень любит Чака Берри, о его концертах ходят легенды. Одна из известнейших баек про Берри гласит, что, мол, Чак не пользовался аккомпанирующим составом. На гастроли он брал лишь свой Gibson и вылетал в следующий город сам, один, типа «аккомпанирующий состав я себе найду среди местных музыкантов — все равно все знают мои песни!» Так же и сет-лист он придумывал прямо по ходу концерта, музыкантов даже не ставя в известность, какую песню сейчас он будет исполнять на сцене — те должны были сразу же ее узнать и безошибочно подхватить. А с музыкантами он старался не рассчитываться. Он просто играл с ними шоу, а сразу же после него, забрав абсолютно все вырученные с концерта деньги, быстренько сбегал через черный ход. Однажды на подобный концерт в середине 70-х попал Джон Бонэм, которого так взбесило непонимание тамошним барабанщиком элементарных основ, что он просто выбрался на сцену, сел на его место и рубанул вместе с Берри получасовой сет. Говорят, Чаку понравилось.

18 октября 2016 года, на свое 90-летие, Чак Берри объявил о том, что вскоре выйдет его альбом с новым материалом, первый за 38 лет. Никакого фурора эта новость не вызвала. Первые упоминания о «новом материале» прозвучали еще в конце 80-х, когда пожар уничтожил студию Чака вместе со всеми его пленками. В 2001-м Чак пообещал перезаписать пару хитов, в том числе “Havana Moon” (из-за коммунистического режима Фиделя, испортившего остров). В 2012 Чак заявил, что у него есть 6 новых песен, которые он вскоре представит публике.

Больше всего Чак Берри хотел увидеть выход своего нового альбома. Увы, он его так и не увидел. Не успел. Зато он успел главное: записать его! На альбоме “Chuck”, длящимся чуть более получаса, десять композиций. Из них одна песня – совсем расхлябанный вальс на три четверти, который была записана живьем с концерта, и две песни – переделки старого чаковского фонда (та самая “Havana Moon”, которая стала “Jamaica Moon”, и вечная “Johnny B. Good”, которая прошла операцию по смене пола и превратилась в “Lady B. Good”). Остаются те самые 6 песен (плюс еще одна), о которых музыкант говорил еще пять лет назад. И знаете, что? Спасибо! Спасибо, Чак, хотя бы за это!

Чак Берри и его Кадиллак "Эльдорадо" 1959 года

Чак Берри и его Кадиллак "Эльдорадо" 1959 года

Мы получили настоящую, классическую запись Чака Берри. Время абсолютно не властно ни над настоящим рок-н-роллом, ни над музыкой Берри (что, разумеется, одно и то же). Здесь нет никакого новомодного продакшна, здесь нет дыхания современности. Здесь меньше гитары, чем на записях Чака 60-70-х, но она здесь есть. И это гитара та самая, это гитара Чака Берри. Послушайте соло в “She Still Loves You”. Это памятник. Сдвоенные ноты, грязная фразировка, минимальное развитие, предельная экспрессия, харизма и то, что Эдди Кокран когда-то так и назвал – something else. «Что-то еще». Вот этого «что-то еще» в музыке Чака как всегда более, чем достаточно. Это завораживает. От пластинки невозможно оторваться. Равно как и совершенно невозможно объяснить, почему это происходит. Ну ведь все же просто. Все элементарно. Мы все это слышали уже миллион раз. Те же самые риффы. Тот же нехитрый рок-н-ролльчик. Почему? Почему сейчас так ни у кого не получается, а у него всё получилось? Прямо как в старые добрые времена. Ответ прост: Чак Берри – это не только рок-н-ролл, Чак Берри – это еще и something else.

Как это сейчас заведено, альбом не обошелся без участия именитых гостей. Гитару Гэри Кларка-младшего можно услышать в открывающем треке “Wonderful Woman”, а гитару Тома Морелло (Rage Against The Machine) и Нэтэниэла Рейтлиффа – в “Big Boys”, первом за 40 лет сингле Чака, вышедшем еще в марте этого года. Гости не превалируют, не давят. Они здесь вовсе не звезды, и они это прекрасно понимают. Их гитарные работы в этих композициях – эдакий оммаж гению. Они стараются играть исключительно в ключе Чака, с его фишками, с его гитарным подковырками. Получается хорошо. Местами даже почти, как у Чака. Но то самое пресловутое something else куда-то пропадает. Собственно то, за что Чака все так любят.

А не любить его определенно невозможно. Не любить Чака Берри – это не любить рок-н-ролл. Любить рок-н-ролл и не любить Чака Берри, это как любить The Beatles, но не любить Джона Леннона. То есть это, конечно, возможно. Но совершенно бессмысленно. Это значит, что вы теряете что-то важное. Чак может раздражать, можно не понимать его величия, но не любить саму фигуру, сам образ – это значит что-то не так в вашем восприятии рок-н-ролла в целом. Чак Берри с легкостью доказал, что нет никакой разницы, сколько тебе лет, если ты играешь настоящий рок-н-ролл. В этой музыке тебе всегда 16, даже когда тебе за 90. В «клуб 27» вступить легко, вы попробуйте вступить в «клуб 90». Он единственный такой. Потому что Чак Берри – это рок-н-ролл. А рок-н-ролл – это Чак Берри.

Поделитесь с друзьями