Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Темная башня»: Экранизация или интерпретация?

Какой получилась киноверсия знаменитой саги «короля ужасов».
3 августа 2017 0
​«Темная башня»: Экранизация или интерпретация?

3 августа в прокат выходит «Темная башня» - давно ожидаемое начало предполагаемой трилогии, основанной на культовой серии книг Стивена Кинга. Soyuz.Ru рассказывает, чем отличаются фильм и книги и кому и зачем стоит идти на премьеру в кино.

Серьезно о проекте «Темная башня» заговорили в 2008 году, когда права на экранизацию приобрел небезызвестный Джей Джей Абрамс. Предполагалось, что он возьмется за сагу по окончании работы над сериалом «Остаться в живых», однако всего год спустя отказался от этой идеи, заявив, что не хочет тратить на съемки семь лет своей жизни. Он заявил:

«Я очень большой поклонник Стивена Кинга и ужасно боюсь сделать что-нибудь не так. Это потрясающие книги, их обязательно кто-нибудь экранизирует. Но не я».

Весной 2010-го права приобрела компания Imagine Entertainment: продюсер Брайан Грейзер, режиссер Рон Ховард и сценарист Акива Голдсман заявили, что в рамках франшизы будут сняты три полнометражных фильма, а также два сезона телесериала «между» ними. На роль Стрелка был утвержден Хавьер Бардем, и релиз первого фильма был намечен на 17 мая 2013 года.

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Однако уже в мае 2011 года от проекта отказалась студия Universal, а в августе 2012 года – Warner Bros.: не помогла даже попытка заполучить на роль стрелка Рассела Кроу. В 2014 году проектом вроде бы заинтересовались сервис Netflix и Лиам Нисон, однако в итоге он достался Sony Pictures – для фильма, и компании MRC – для сериала на основе романа «Колдун и кристалл». В режиссерское кресло вместо предполагаемого Рона Ховарда сел сценарист шведского фильма «Девушка с татуировкой дракона» Николай Арсель, учивший, по его словам, английский язык только ради того, чтобы читать Стивена Кинга в оригинале. На главную роль рассматривался блиставший в сериале «Настоящий детектив» Мэттью МакКонахи, однако впоследствии стало известно, что он сыграет антагониста Стрелка – Уолтера Падика, известного также как Человек в черном. Выбор же на роль Роланда вызвал бурю негодования: чернокожий Идрис Эльба, на первый взгляд, никак не совпадал с образом а-ля Клинт Иствуд из спагетти-вестернов Серджио Леоне. С другой стороны, сам Стивен Кинг сообщил, что «в восторге» от предыдущей работы Эльбы, и якобы заявил, что создателям удалось сохранить не букву, но дух романа. Так это или нет?

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует условиться: книги Кинга чаще всего проигрывают его же экранизациям, и любимые многими картины типа «Сияние» и «Побег из Шоушенка» - увы, не исключение. С другой стороны, впервые читающие первую книгу серии «Темная башня» не без оснований жалуются на недостаток действия, затянутость и непонятный для неофитов лексикон героев – а то, что выглядит затянутым и непонятным в книге, при дословном прочтении рискует оказаться таким же и на экране.

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Команда сценаристов во главе с Акивой Голдсманом пошла по другому пути, введя в первые же кадры детей с паранормальными способностями, при помощи которых Человек в черном и его слуги пытаются разрушить Темную башню, удерживающую мир от хаоса. В книгах эти детали появляются лишь к середине саги и выглядят несколько по-иному, но у кино свои законы: конфликт должен быть ясен с самого начала, в том числе и тем, кто не читал книгу. То же самое касается и злодея: если Уолтер первой книги словно предпочитает наблюдать за противником и встречается со Стрелком лишь на последних страницах, то Уолтер в экранизации прежде всего человек действия, как и положено в остросюжетном фильме. А играющий его Мэттью МакКонахи прямо-таки излучает целеустремленность вкупе с «отрицательным» обаянием, и поэтому выбор на эту роль спокойно можно признать удачным.

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Говоря же о выборе на роль Стрелка, нельзя не отметить, что пресловутый «не тот» цвет кожи в контексте фильма всего лишь придирка: Идрис Эльба вполне убедителен для того, чтобы забыть о якобы имевшем место мискастинге, а Роланд фильма и Роланд книги в достаточной мере непохожи друг на друга, чтобы не ловить себя на мысли о том, как бы сыграли здесь те же Хавьер Бардем или Рассел Кроу. Не возникает и желания поменять антагонистов местами, хотя и по разным причинам: если на месте Роланда, каким его знают почитатели книг, легко представить себе в том числе и Мэтью МакКонахи, то смог бы Идрис Эльба продемонстрировать ту же степень убедительности в «шкуре» злодея? Вопрос, увы, скорее открытый.

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Стоит также отметить, что первоначально конфликт завязывается вовсе не вокруг Стрелка и Человека в черном: начало повествования показано глазами Джейка Чеймберза – подростка, способного «видеть сквозь миры» при помощи необычных психических способностей, или «сияния». Ускользнув от приспешников Уолтера, он находит привидевшийся ему заброшенный дом и через портал в нем попадает в мир, где встречает Стрелка. Таким образом, главный (по идее) герой саги появляется в ней не сразу: кто-то сочтет это вольностью, а кто-то – нетривиальным подходом.

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Чтобы не пересказывать происходящее далее, повторимся – первую книгу, на которой фильм якобы основан, при просмотре лучше всего или забыть, или держать где-то на периферии сознания. Намек на это был дан самим Кингом, разместившем в Twitter фото рога с подписью «Последний раз»: дочитавшие до финала саги поймут, о чем речь. Сюжетно фильм – своего рода винегрет из сразу нескольких книг, включая последнюю, а упор в нем, в отличие от неспешного странствия первого тома, сделан на действие, разворачивающееся сразу в двух мирах: Срединном (мире Роланда) и Ключевом, или «нашем», мире, куда в поисках Джейка отправляется Человек в черном.

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

В целом же киноповествование получилось достаточно динамичным и эффектно вводящим в мир Темной башни в том числе и неподготовленного зрителя (что в общем немаловажно). Есть в нем место и перестрелкам (приятно удивлены будут в том числе и те, кто видел трейлеры), и юмору («линию» Роланда, попавшего с Джейком в современный Нью-Йорк, наверняка оценят поклонники фильма «Последний киногерой»), и даже психологизму: поведение Стрелка, который (в трейлере) сомневается в необходимости розысков башни (очередная ересь с точки зрения поклонников книги) получает в фильме не то чтобы очень удачное, но по крайней мере внятное объяснение. «Слабым звеном» выглядит и саундтрек, не оставляющий в памяти ни единой мелодии из тех, что вспоминаются, выходя из зала: впрочем, на наш взгляд, этим же страдает и большинство других современных блокбастеров.

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Возвращаясь к достоинствам фильма, нельзя не отметить фирменные кинговские отсылки, в том числе к другим его книгам. «Фансервис» стартует буквально со вступительных титров, а по ходу действия вспоминаются не только вполне логичная «Матрица», но и такие фильмы, как «Империя наносит ответный удар», «Терминатор» и даже «Гостья из будущего»: впрочем, последнее, вероятно, заметит скорее лишь русский зритель. Финал же, несмотря на некоторую заштампованность, оставляет как простор для дальнейшего развития событий, в том числе в формате трилогии, так и позволяет рассматривать фильм как отдельное произведение - вероятно, ближайшим аналогом его в этом отношении стоило бы назвать не менее многострадальную экранизацию не менее культовой саги «Автостопом по Галактике».

Кадр из фильма «Темная башня»

Кадр из фильма «Темная башня»

Подводя итог, зададим себе главный вопрос: стоит ли тратить время на этот фильм? Если вы преданный фанат Кинга, для которого любое отступление от канона смерти подобно, то ответ – скорее нет, чем да. Роланд у каждого свой, и он, повторимся, в любом случае далековат от образа, созданного Идрисом Эльбой. Если же вы полагаете, что дословность - вовсе не всегда гарантия качества экранизации, предпочитаете истории странствия напряженный фэнтези-боевик с элементами детектива, неплохой актерской игрой и довольно внятно рассказанной историей, а также ждете не вполне тривиального взгляда на историю, поведанную Кингом, то этот фильм вполне заслуживает внимания.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями