Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Веселый Роджер?

10 ярчайших проявлений композиторского дарования идейного вдохновителя Pink Floyd.
6 сентября 2017 0
Фото: Griffin Lipson/BFA.com
Фото: Griffin Lipson/BFA.com
Денис Бочаров
автор

«Роджер всегда стремился позиционировать себя как лидера группы. Я же в лидеры не рвался, однако полагал, что мое мнение относительно музыкальной составляющей коллектива куда ценнее и весомее...»

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кто скрывается за данной броской, пусть и слегка надменной, фразой. Разумеется, эти слова могли принадлежать только Дэвиду Гилмору и, надо признать, здоровая доля истины в его высказывании есть.

Действительно, попробуй изъять из звуковой палитры группы изысканные гитарные партии, мягкий вокальный тембр и несомненное мелодическое дарование Гилмора, как тут же обнаружишь: никакого Pink Floyd не получается. Даже несмотря на весь лирический концептуализм и глубинную философскую подоплеку, неизменно подпитывавшие саму эстетическую суть проекта. Однако сводить миссию Уотерса в коллективе сугубо к роли поставщика глобальных зарифмованных идей было бы, по меньшей мере, наивно. Бас-гитарист ансамбля является также и весьма незаурядным композитором.

Роджер Уотерс. Фото: Columbia Records

Роджер Уотерс. Фото: Columbia Records

Да, к его сольному творчеству сложно относиться однозначно. Если вынести за скобки пристрастные мнения убежденных «уотерсоманов», едва ли в его личном арсенале есть безоговорочно блистательный альбом. На каждом из них — будь то “Amused To Death”, “Radio K.A.O.S.” или даже заруганном до неприличия “The Pros And Cons Of Hitch Hiking”, — присутствуют свои жемчужины, но подлинно шедевральных релизов (где каждая вещь, от первой до последней, была бы выдающейся), в послужном списке «невеселого Роджера», в общем-то нет.

Однако, пока мир, затаив дыхание, внимает новому долгожданному студийнику экс-лидера Pink Floyd “Is This The Life We Really Want?”, делает соответствующие выводы, а заодно поздравляет артиста с днем рождения (6 сентября ему исполняется 74), нелишне напомнить о главных музыкальных достижениях Уотерса флойдовского периода — то есть, эпохи, когда творческий гений этого долговязого британца не подвергался сомнению.

“Take Up Thy Stethoscope And Walk”

Где найти:The Piper At The Gates Of Dawn”, 1967

Необходимо сразу оговориться: наверное, ничего особо выдающегося в этой композиции нет, особенно на фоне запоминающихся причудливо-иллюзорных образов, которыми щедро потчует слушателя Сид Барретт, являвшийся на момент создания дебютного лонгплея Pink Floyd основным творческим мотором группы.
Историческая ценность «Стетоскопа» в другом: будучи единственной «не барреттовской» вещицей, эта, помещенная в конце первой стороны пластинки, песня словно указывает, кто в ближайшие пятнадцать лет будет определять структурно-лирическую политику ансамбля. «Переходящее розовое (ну, путь будет «пинковое») знамя» отныне находилось в руках Уотерса.

“Set The Controls For The Heart Of The Sun”

Где найти:A Saucerful Of Secrets”, 1968

Угрюмый, гипнотический мотив, положенный, по признанию Роджера, на текст из книги переводов китайской поэзии, оказался одним из наиболее жизнеспособных и долгоживущих в концертном репертуаре Floyd. Сочиненный на пике психоделического периода ансамбля, сей трек еще долго не будет отпускать группу.

Он присутствует на альбоме “Ummagumma”, представлен в знаменитом фильме-концерте “Live At Pompeii”, а также звучал в ходе первого сольного турне автора “Pros And Cons...” Да и по сей день Роджер не обходит эту зомбирующую мантру стороной, периодически включая ее в сет-листы.


“Corporal Clegg”

Где найти:A Saucerful Of Secrets”, 1968

«У капрала Клегга была деревянная нога, которую он в 1944 году «завоевал» в ходе баталий»... Один из первых ярко выраженных едких антивоенных памфлетов старого доброго Роджа — эта тема, как известно, в дальнейшем будет лейтмотивом проходить сквозь все его творчество, будь то в в составе Pink Floyd или сольно.

Отсыл к 1944-му здесь неслучаен: именно в этом году на войне погиб отец Уотерса, когда последнему было всего пять месяцев. То обстоятельство, что он никогда не знал своего отца, всю жизнь не давало музыканту покоя. Однако общий пафос композиции несколько сбивает не только издевательски-саркастический текст, но и нахальная мелодия, с вкраплениями незабвенного, нарочито слегка атонального соло на казу.

“Free Four”

Где найти:Obscured By Clouds”, 1972

Между прочим, одна из немногих композиций Pink Floyd в стиле рок-н-ролл. Часто ли вы слышали, чтобы эта группа исполняла рок-н-ролл? Конечно, все в сугубо очерченных рамках (никто ведь не осмеливается ждать от наших героев зубодробительных ритмов и истошных воплей а-ля Литтл Ричард), но все же.
Пророчески названный, этот альбом в дискографии группы действительно «скрыт за облаками»; говоря о наследии Floyd, пластинку 1972 года не принято вспоминать в первую очередь. Однако «Три-четыре» — один из наиболее любопытных звуковых фрагментов не только на этой записи, но и во всем каталоге коллектива.

“Money”

Где найти:Dark Side Of The Moon”, 1973

Подлинный звездный час композитора Уотерса. Хотя бы потому, что именно он придумал самый знаменитый в истории команды гитарно-басовый рифф, сыгранный, к тому же, в нетривиальном размере 7/8. К чести Роджера, надо отметить, что для финального исполнения того или иного произведения он не руководствовался фактором «авторства» (в отличие от Леннона и Маккартни), а исходил из соображений целесообразности и качества конечного продукта.

Отдавая себе отчет, что, как вокалист, Гилмор, пожалуй, посильнее будет, и при этом понимая, что создал нечто действительно фундаментальное, Уотерс наступил на горло собственным амбициям и позволил гитаристу выступить здесь в роли вокалиста. Кстати, “Money” — наиболее часто исполняемая вещь как в истории группы, так и в сольных проектах Роджера и Дэвида.

“Welcome To The Machine”

Где найти:Wish You Were Here”, 1975

Негласно принято считать, что весь этот альбом, «делает», по большому счету, монументальное полотно “Shine On You Crazy Diamond” (длящееся, в общей сложности, более двадцати пяти минут). Конечно, милая акустическая заглавная композиция тоже не проходит мимо внимания меломанов — куда же без нее? Однако остальной контент считается более или менее «балластовым».

Не совсем так. Принимающая эстафету у первой части «Бриллианта», уотерсовская, подчеркнуто механическая зарисовка не только придает диску необходимой контрастности, но и дает пищу для размышлений киношникам: ведь при желании эта, исполненная удушливо-жутковатым голосом, вещь может послужить украшением саундтрека к любому технотриллеру.

“Pigs (Three Different Ones)”

Где найти:Animals”, 1977

Кто-то склонен считать данную пластинку сорокалетней давности первым, пусть и неофициальным, сольником Уотерса. А главными действующими лицами здесь, дескать, являются собаки. На всякий случай расшифруем: все вещи (за единственным исключением) на альбоме “Animals” действительно сочинены Роджером, а опорным, «смыслообразующим» опусом предстает 17-минутная композиция “Dogs”.

Но если насчет сольника еще можно, с массой оговорок, согласиться, то развернутый трактат про свиней, по музыкальным параметрам, нисколько не уступает «псовой оде». Запоминающийся мотив, характерный саркастический оскал, обличающий текст и сквозной, пропущенный через электронный вокодер, голос Уотерса — впечатление неизгладимое. Обидно лишь, что сценическая судьба этого замечательного трека оказалась весьма незавидной: после турне 1977 года «Три разных хрюшки» из репертуара Pink Floyd, по сути, исчезли.

“Another Brick In The Wall, Part II”

Где найти:The Wall”, 1979

Хитрюга Родж. При всем своем ярко выраженном имидже бунтаря, сопротивленца и правдоруба, он всегда тонко чувствовал конъюнктуру рынка и, при желании, мог быть конформистом, каких поискать. На волне диско-истерии Уотерс решил потрафить массовой аудитории, снабдив умеренно протестный детско-юношеский текст простейшей мелодией, обрамленной современным ритмическим рисунком.

Результат — единственный сингл в аудио-каталоге Pink Floyd, сумевший взгромоздиться на верхушку национального чарта. Более того, песня вошла в историю как последний британский хит номер один 70-х. Хотя бы одним этим Роджер навсегда вписал свое имя в рок-летопись.

“Mother”

Где найти:The Wall”, 1979

“Mother, do you think they'll like the song?”... «Мам, как думаешь, понравится им эта песенка?» — данная фраза неизменно вызывает шквал не всегда оправданных оваций среди аудитории, когда автор, выходя на передний край сцены с акустической гитарой, исполняет эту вещицу с главного творения своей жизни — гиперконцептуального многослойного проекта “The Wall”.

Исполненная эдак «вразвалочку», словно отказываясь двигаться вперед в поисках какого бы то ни было развития, песня все же, спустя пять с половиной минут, доковыливает таки до логического конца. Возможно, композиция кажется несколько затянутой, однако, в любом случае, является одним из ярчайших узоров этого, не всегда однозначного, музыкального полотна.

“Hey You”

Где найти:The Wall”, 1979


А вот это, не исключено, вообще наиболее проникновенная мелодия из всех, когда-либо сочиненных нашим героем. Здесь все на редкость гармонично: нежные гитарные переливы, сольный проигрыш, базирующийся на мелодической фразе из “Another Brick...”, искусно исполненная (кстати, Гилмором, а не Уотерсом) партия баса, душещипательный текст...

И опять же, Роджер не жадничает — передает основные вокальные полномочия гитаристу. Единственное, что может слегка коробить уж слишком придирчивого слушателя: следовало ли Уотерсу лезть на октаву выше при исполнении третьего куплета? Местами слушается немного натужно... Ну да ладно, автору виднее.

Поделитесь с друзьями