Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Квадрат» Рубена Эстлунда: «Ты меня уважаешь, а я тебя нет»

Чему посвящен фильм режиссера-«мастера дискомфорта», выигравший «Золотую пальмовую ветвь» 70-го Каннского кинофестиваля.
9 сентября 2017 0
Кадр из фильма «Квадрат»
Кадр из фильма «Квадрат»

7 сентября в прокат вышел «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда, получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 2017 года. Для мастера дискомфорта, как называют режиссера в Швеции, это уже пятый фильм. Идея «Квадрата» возникла у Эстлунда еще в ходе работы над лентой «Игра», а после реального ограбления в Каннах режиссер приступил к написанию сценария. Soyuz.Ru посмотрел ироничную трагикомедию, чтобы узнать секрет шведской «дольче виты».

Спойлер: что россиянам плохо, то и шведам плохо.

Главный герой – известный куратор музея современного искусства X-royal Кристиан Нильсен (его играет датчанин Клас Банг). У него есть все признаки счастливой жизни: импозантная внешность, престижная работа, квартира в центре города, новенькая Tesla и две замечательные дочки. Его жизнь идет слаженно: музей, где он работает, готовится к большой выставке под названием «Квадрат». Концепция инсталляции состоит в том, что внутри квадрата у всех равные права и обязанности. Как геометрическая фигура квадрат – пример равновесия, одинаковых линий и четкой геометрии.

Кадр из фильма «Квадрат»

Кадр из фильма «Квадрат»

Торопясь на работу, Кристиан становится свидетелем странного уличного происшествия, которое на самом деле является отработанной мошеннической схемой. В результате он лишается телефона и кошелька. Потеря расстраивает героя, но с помощью ассистента Микаела (Кристофер Лёссе) он узнает возможное местонахождение украденного телефона, после чего принимает решение самостоятельно решить проблему. Не обращаясь к полиции, мужчина решает положить записки с угрозами во все почтовые ящика дома на окраине, где живет предполагаемый вор. Пока герой живет безмятежной жизнью, обиженный жилец дома на окраине готов отстоять свое честное имя, а сотрудники креативного отдела музея придумывают сюжет циничного видео для раскрутки будущей инсталляции. Кристиан еще не догадывается, что шалость в духе подростков и погоня за популярностью его подчиненных принесут ему немало проблем.

Кадр из фильма «Квадрат»

Кадр из фильма «Квадрат»

Рубен Эстлунд, оправдывая звание мастера дискомфорта, снова ставит эксперимент над человеческими привычками, терпением, гневом и моралью. Так было с подростковой лентой «Игра», где молодые люди решают недетские проблемы без помощи взрослых и, «Форс-мажором», который переворачивает с ног на голову устоявшееся мнение о мужественности и трусости в экстремальных условиях. Режиссер, который также является сценаристом «Квадрата», помещает героя в различные неловкие ситуации: с одной стороны, у него есть карьера, деньги, дети, с другой стороны - страх потерять «лицо» и признание мира искусства. Кристиан привык жить в мире, где кучки гравия в выставочном зале ˗ арт-объект, пустячная неоновая надпись на стене несет большую смысловую нагрузку, а полуголый Олег Рогожин (американский каскадер Терри Нотари) с обезьяньими повадками и криками – важный прорыв творческой мысли. Главный герой в разводе, но старается быть идеальным отцом, не ловелас, но с журналисткой Энн (Элизабет Мосс) быстро находит общий язык. Как для человека искусства, ему вызов вору из бедной высотки на окраине города представляется ярким перфомансом, дерзкой акцией. Однако эпизод с почтовыми ящиками многоквартирного дома выглядит довольно анекдотично. Остальной мир живет совсем по другим законам: что хорошо в современном искусстве, не всегда хорошо в жизни. Подкрепляя эту мысль, Эстлунд, со свойственными ему сатирой и гротеском, показывает, как уборщик случайно выбрасывает часть инсталляции в мусор, что вызывает панику у работницы музея. На публичной встрече с современным художником (британский актер Доминик Уэст) посетитель с синдромом Туретта громко выкрикивает нецензурные слова и фразы, что вызывает легкую волну недовольства среди собравшихся, но после слов о терпимости и толерантности люди смолкают. Почетные посетители выставки после речи куратора так торопятся на банкет, что готовы смести повара на своем пути. Агрессивное поведение человека-обезьяны Рогожина на светском рауте вызывает животную реакцию у гостей, которые как толпа орущих приматов набрасываются с кулаками на надоевшего соплеменника.

Кадр из фильма «Квадрат»

Кадр из фильма «Квадрат»

Так или иначе, в стрессовой ситуации люди действуют схоже. Гнев сменяется решительностью, жажда мести плавно перетекает в желание торжества справедливости, а мимолетная страсть еще не означает начало любви. Несомненно, главного героя жаль. За всей этой праздностью, бравадой скрывается обычный человек современного общества, который иногда играет по правилам, а иногда пытается схитрить. В своем разговоре с дочерьми он приводит интересный пример, как его шестилетнего отца родители отпускали гулять одного, повесив на шею табличку, где были написаны его имя и адрес. В случае чего любой взрослый мог помочь ребенку. Парадигма «взрослый, который может помочь» сменилась убеждением, что «взрослый может быть потенциально опасен». Представить подобную ситуацию в современных реалиях сложно: дети не гуляют одни и им нельзя разговаривать с незнакомцами. Помимо этой метаморфозы и разочарования героя, Эстлунд показывает, что недоверие, закрытость, элитарность меньшинства и бедность большинства (не зря в фильме показано много бездомных людей), желание поделить граждан на местных жителей и иммигрантов – главные болевые точки европейского общества, с которыми надо что-то делать. Главный герой начинает двигаться в правильном направлении, когда решает лично извиниться перед мальчиком, ошибочно обвиненным в воровстве. Он пытался извиниться по телефону, но чистосердечное признание ошибки смешалось с претенциозными рассуждениями о политике, обществе и современных проблемах. Эстлунд не вырывает ситуацию из контекста: подобное могло случиться не только с куратором музея, но и с офисным работником, и с банкиром, и с учителем в любом городе, стране. Главное – выйти из зоны комфорта и начать действовать.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями