Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 6 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Бегущий по лезвию 2049»: Разгадка концовки и объяснение важных моментов фильма

Почему мир больше не делится на репликантов и людей и что нас ждет дальше.
9 октября 0
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

5 октября в прокат вышел долгожданный «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева - фильм, который, развивая идеи оригинальной ленты Ридли Скотта, выводит их на новый уровень (хотя и уходит немного в сторону от философских изысканий первой картины). В центре внимания второй части - репликант-полицейский из Лос-Анджелеса Кей, охотник за непокорными андроидами. Во время одного из своих рейдов он обнаруживает то, что заставляет его не только сомневаться в своем истинном происхождении, но и грозит перевернуть все устройство современного ему мира, где репликанты являются рабами. Конец фильма, однако, оставляет множество вопросов, на самые насущные из которых мы постарались дать ответы в нашем материале.

Осторожно: спойлеры! Если вы не смотрели фильмы «Бегущий по лезвию» (1982), «Бегущий по лезвию 2049», а также короткометражки «Блэкаут 2022», «2036: Возрождение Nexus» и «2048: Некуда бежать», то лучше не читать нижеследующий текст.

Почему репликант Рэйчел смогла родить ребенка

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»/ Image via Warner Bros.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»/ Image via Warner Bros.

Как мы помним, в финале фильма Ридли Скотта 1982 года «блейдраннер» Рик Декард (Харрисон Форд) сбежал с Рэйчел (Шон Янг) – уникальным репликантом, все возможности которой, однако, в тот момент были нам неизвестны. Некоторые концовки (всего было семь версий ленты) демонстрировали нам, как Рик и Рэйчел спокойно едут где-то по сельской местности, однако каноническая режиссерская версия оставляла финал открытым.

После их побега, как и предполагал Декард, их стали искать охотники на репликантов. Тогда он связался с подпольной группировкой репликантов, именующей себя Сопротивлением, в которую входили также Саппер Мортон (Дэйв Батиста) и Фрейса (Хиам Аббасс). Именно Сопротивление организовало тот самый «блэкаут» - инцидент, когда по всей Земле было отключено электричество, из-за чего были уничтожены базы данных со сведениями о репликантах и их перемещениях.

Незадолго до «блэкаута» у Рика Декарда и Рэйчел родился ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена неподалеку от дома Саппера Мортона. Ребенок – девочка – выжил благодаря усилиям Мортона, который когда-то был врачом. Понимая, что появление этого ребенка может круто изменить весь мировой порядок (где, напомним, репликанты являются рабами – а этот ребенок делает вопрос о правах андроидов риторическим), Сопротивление решило спрятать ее, чтобы не подвергать опасности.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Лента 1982 года нарочно поднимала вопрос о размытии границ между человеком и репликантом, причем дело не только даже в том, что последние теперь состояли не из гаек и болтов, а из плоти и крови, но и в восприятии мира и самих себя. Из «Бегущего по лезвию 2049» понятно, что доктор Тирелл разработал «уникальную» Рэйчел (прототип Nexus 8) именно с прицелом на то, что у нее будет «человеческая» репродуктивная система. Учитывая, что Саппер Мортон называет рождение ею ребенка чудом (и есть веские основания ему верить), можно заключить, что Рэйчел была единственным репликантом с такими возможностями. После смерти Тирелла и «блэкаута» технология была безвозвратно утеряна, так что о робо-разработках с «человеческими» возможностями никто некоторое время даже не догадывался, и репликанты продолжали оставаться существами второго сорта.

Как мы уже отметили, после смерти Рэйчел было решено спрятать рожденного ею ребенка, и Сопротивление отправило девочку в «приют» в Сан-Диего – то есть на ту самую свалку, которую мы видели в одном из опубликованных в рамках промо-кампании клипов. Возможно, условия здесь были не самые подходящие для малышки, зато ее воспринимали именно как человеческого ребенка, и потому репликантам, знавшим правду, можно было ни о чем не волноваться. Тогда же в нерабочей печи была спрятана деревянная лошадь с датой рождения девочки, которую потом нашел Кей.

Из-за того, что девочка страдала аутоиммунным тиреоидитом (возможно, из-за ее необычного происхождения), она долгое время была на карантине и не могла попасть в Лос-Анджелес. Тем не менее, на момент действия «Бегущего по лезвию 2049» уже повзрослевшая дочь Рика Декарда и Рэйчел работает на корпорацию Неандера Уоллеса (Джаред Лето), создавая воспоминания для репликантов. И зовут ее доктор Ана Стеллин (Карла Юри). Никто, включая Уоллеса, не знал правду о ее происхождении.

Зачем Неандеру Уолессу ребенок Рэйчел и Рика Декарда

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Главный антагонист фильма «Бегущий по лезвию 2049» - это Неандер Уоллес, новый создатель репликантов, в свое время купивший обанкротившуюся корпорацию Tyrell, ее разработки и патенты. Как мы помним из событий короткометражки «2036: Возрождение Nexus», Уоллесу удалось убедить правительство в том, что репликанты поколения Nexus 8 абсолютно безопасны и целиком и полностью подчиняются человеку (для этого он даже приказал своему помощнику-андроиду совершить самоубийство), и заново запустить массовое производство роботов. Вместе с тем Ниандер Уоллес активно поддерживает идею колонизации человечеством пригодных для жизни планет, и его репликанты играют во всем этом очень важную роль (но сам Уолесс, разумеется, себе на уме).

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Цель, которую преследует Уоллес, очень проста – ему нужна власть. Причем он уже давно миновал ту планку, которую когда-то ставил себе доктор Тирелл – он берет выше. Для него репликанты – это уже не просто результат «покорения» природы человеком, тут нет «спортивного интереса» обыграть природу. Неандер Уоллес видит в послушных рабах-репликантах, беспрекословно выполняющих его приказы (достаточно вспомнить Лав (Сильвия Хукс)), способ сделать человечество (и не только) зависимым от его разработки. Однако он сталкивается с весьма предсказуемой проблемой – он не может увеличить производство репликантов, а того количества, которое он может «осилить», ему объективно не хватает для достижения целей. И тут он узнает о том, что есть ребенок, рожденный репликантом. Уоллес понимает, что «живородящие» роботы могут обеспечить его почти бесконечным количеством рабов. Однако новая проблема: не осталось никаких записей о том, как была создана Рэйчел, она сама уже много лет как мертва, следов ее ребенка нет, и Уолесс, соответственно, не может ее воспроизвести. Однако когда на горизонте появляется Кей (Райан Гослинг), обнаруживший останки некоей женщины-репликанта, погибшей от последствий кесарева сечения, Ниандер Уоллес понимает, с чем он имеет дело. Пока Кей пытается понять, является он ребенком Рэйчел и Рика Декарда или нет, Уоллес создает клона Рэйчел и отправляет Лав следить за Кеем, который отправляется на поиски Декарда, причем ей дан приказ не щадить никого, кто встанет на ее пути (участь лейтенанта Джоши (Робин Райт) - яркий пример самозабвенного послушания и жестокости Лав).

В чем суть противостояния Сопротивления и Неандера Уолесса

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Подпольная группа репликантов, устроившая «блэкаут» до появления корпорации Неандера Уоллеса, а теперь борющаяся против его рабской политики по отношению к андроидам, называет себя Сопротивлением. Ее возглавляет та самая одноглазая Фрейса, которая раскрыла Кею правду о его происхождении. Рождение Рэйчел ребенка утвердило Сопротивление в мысли, что однажды и они, репликанты, будут считаться равными людям – и потому они продолжают действовать, несмотря на то, что объективно силы не равны, и Уоллес с каждым новым «роборабом» все ближе к «почти официальному» статусу Бога.

Кстати, о Боге. Забавен тот факт, что Неандер Уоллес называет себя Богом, а своих репликантов – ангелами, однако именно в рядах Сопротивления рождается та, кто может построить новый мир и поставить под сомнение власть «Бога». Можно ли назвать дочь Рэйчел пророком? Пожалуй. Хотя она сама об этом и не догадывается.

Финал «Бегущего по лезвию 2049» оставляет открытым вопрос об исходе противостояния Неандера Уолесса и Сопротивления – вполне можно ожидать, что дальнейшие фильмы франшизы (в их появлении можно не сомневаться) будут строиться именно вокруг этого. Тут надо отметить, что конец оставляет и Уолесса, и Сопротивление ни с чем. Кей подстраивает смерть Рика Декарда и умирает сам. Декард встречает свою дочь. Сопротивление не получает девушку, Уолесс не получает девушку. Игра продолжается.

Смерть Кея и теория о том, что он – сын Рика Декарда и Рэйчел

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Когда мы впервые встречаемся с Кеем, он предстает перед нами как более чем образцовый и законопослушный репликант: и на службе у него все хорошо, и дома, где его ждет голограмма по имени Джой (Ана де Армас). Однако после встречи с Саппером Мортоном и последующих событий, напрямую связанных с той самой деревянной лошадкой, Кей, всегда твердо знавший, что он – репликант, начинает подозревать, что его «имплантированные» воспоминания на самом деле реальны, и он – сын той самой женщины-репликанта, скелет которой он обнаружил. Кей верит этой ошибочной, как выясняется затем, теории, однако потом понимает, что в него были вложены воспоминания настоящего ребенка Рэйчел – Аны Стеллин, и он на самом деле один из многих обыкновенных репликантов. Никаких «близнецов» на самом деле не было.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Однако больше этого интересна другая линия, связанная с Кеем – его взаимосвязь с Джой. С одной стороны, голограмма Джой была создана специально для того, чтобы у репликанта вроде Кея было «ощущение жизни». Возможно, Джой даже была запрограммирована на то, чтобы по-своему любить Кея и заботиться о нем. Однако по ходу действия «запрограммированности» не видно – как Кей питает к Джой вполне человеческую привязанность (хотя реальных чувств между ними, репликантом и голограммой, быть не может), так и Джой – к Кею. Кей видит в Джой живое существо, ее любовь дает ему силы жить. Отчасти именно потому, что разыграны их чувства как человеческие (в соответствии с авторским замыслом), «смерть» Джой производит на зрителей такое опустошающее впечатление.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»/ Image via Warner Bros.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»/ Image via Warner Bros.

Теперь о финале. Все последние действия и решения Кея – как раз один из вероятных ответов на вопрос о том, возможен ли мирный исход извечного противостояния репликантов и людей. К тому же то, что Кей пожертвовал жизнью ради встречи отца с дочерью, заставляет нас оглянуться назад, на фильм Ридли Скотта, и вспомнить знаменитый монолог Роя Батти (Рутгер Хауэр). Кей, как и Батти, принял свое место в мире и свою судьбу, проявил гуманизм по отношению к человеку и в конечном счете сделал человеколюбие смыслом своего существования (именно смыслом – как у человека). (И кстати – помните, какая музыка играла, когда умирали Батти и Кей? Этот нюанс делает посвящение наиболее заметным, в то же время подтверждая, что Кей действительно умер.) Таким образом «Бегущий по лезвию 2049», с одной стороны, подчеркивает, что мир между людьми и репликантами возможен, а с другой – отмечает, что в любом поколении андроидов, независимо от «предустановок», могут проявляться присущие исключительно людям чувства (эволюция, причем это касается и Джой).

Почему больше нет границы между репликантами и людьми

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»/ Image via Warner Bros.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»/ Image via Warner Bros.

Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию сон с единорогом специально для того, чтобы сделать намек на «искусственное» происхождение Рика Декарда более осязаемым. Однако, несмотря на это, споры о том, человек он или нет, продолжаются до сих пор. «Бегущий по лезвию 2049» подливает масла в этот костер, не давая однозначного ответа (хотя многие теории поклонников теперь склоняются к тому, что Декард - человек), но в то же время заявляет, что главное в фильме – рождение ребенка у Рэйчел, которая абсолютно точно является репликантом.

И все же сиквел очень плотно работает с проблемой тонкой грани между человеком и репликантом, рассматривая ее с разных сторон. Так, во время разговора Неандера Уолесса и Рика Декарда первый демонстрирует «воссозданную» Рэйчел (ее сыграла актриса Лорен Пета, на которую с помощью технологии motion capture «наложили» внешность молодой Шон Янг). Он рассказывает Декарду «истину»: на самом деле доктор Тирелл подстроил их встречу с Рэйчел, чтобы посмотреть, сможет ли его гениальное изобретение родить ребенка от другого репликанта (и снова - Декард человек или репликант? Кажется, создателям просто нравится не давать определенный ответ на этот вопрос). Уолесс предлагает Декарду клона Рэйчел в обмен на информацию об их ребенке. Декард решительно отказывается, и Лав убивает двойника – таким образом подчеркивается, что и для человека, и для репликанта не важна природа его происхождения – важны его поступки и выбор, от которых зависит судьба других (разумеется, в данном случае важнее судьба дочери Декарда и Рэйчел, а не клона).

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

В то же время, если отмотать назад, можно вспомнить, что когда Кей находит Рика Декарда в пустыне, тот ведет совершенно бессмысленную жизнь репликанта (в данном случае это метафора), а к концу ленты, когда состоялась его встреча с дочерью, у его существования появляется смысл, как у человека. То же самое с Кеем (хотя этот момент мы уже отметили) – он, репликант, пожертвовал собой, обрел смысл жизни (любовь), выполнил свой долг и получил свободу, умерев смертью, достойной человека (и снова метафора).

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Сама же Ана Стеллин, всецело захватывая зрительское внимание в финале ленты, подводит своеобразный итог: она была рождена репликантом как человек. Теперь границ между людьми и андроидами не существует, фактически – это отменяет само понятие «репликант», выдвигая на первый план более общее и дополненное понятие «человек». В какой-то мере это означает, что и идеи Неандера Уолесса, и идеи Сопротивления больше ничего не значат и не имеют смысла. Однако этим двум противоборствующим силам только предстоит понять это и прийти к миру – проделав такой же трудный и извилистый путь, какой прошел репликант Кей.

По материалам сайтов ScreenRant и EntertainmentWeekly

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями
0
8.0
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку
2017