Чтобы создать фильм, признанный и зрителями, и критиками, помимо
таланта нужна удача. Однако если какому-нибудь режиссеру фортуна
изменяет слишком часто, то возникает вопрос: а
правда ли у него есть талант? Некоторые режиссеры обязаны своим успехом сотрудничеству с
талантливыми сценаристами и актерами, другие являются редким примером
того, как в целом посредственная фильмография и способность блеснуть
талантом всего один раз, но зато «на века», не исключают друг друга. У героев нашей подборки однажды получилось создать свой
шедевр, оказавшийся в их послужных списках первым и единственным. По крайней мере, на данный момент.
Уве Болл
«Ярость» (2009)
Кто не слышал про Уве Болла? Режиссер, которого прозвали «современный Эд Вуд» (по имени Эдварда Вуда-младшего, «худшего режиссера всех времен»), не нуждается в представлении после того, как на протяжении 15 лет упорно зарабатывал себе репутацию автора неописуемо ужасных экранизаций видеоигр. Да-да, это он «виноват» в том, какими получились The House of the Dead, Alone in the Dark, BloodRayne, Dungeon Siege, Postal и Far Cry.
Фильмы Болла были настолько плохи, что к 2007 году большинство критиков просто перестали их оценивать. После того, как изменения в германском налоговом законодательстве прикрыли для Болла последнюю возможность финансировать свои проекты, по большому счету он попросту был вынужден уйти на покой (все попытки прибегнуть к краудфандингу предсказуемо провалились).
И все-таки в 2009 году Болл снял боевик «Ярость», который, особенно в сравнении со всеми прочими его работами, выглядит даже более чем достойно. Фильм почти не получил отзывов (вероятно, поскольку для критиков имя Уве Болла уже заранее говорило само за себя), но в этой истории о разочарованном в жизни молодом человеке, который вооружается до зубов и устраивает в своем городе массовое убийство, манера Болла максимально прямолинейно изображать насилие, а также игра Брендана Флетчера, снявшегося в главной роли, оказались на своих местах. «Ярость» неожиданно оказалась чрезвычайно (вернее — на удивление) захватывающей и впечатляющей лентой от одного из худших режиссеров в мире.
Адам Шенкман
«Лак для волос» (2007)
Адам Шенкман — еще один режиссер, которому сопутствовал зрительский (а значит, и финансовый) успех, хотя это вовсе не означало успех у критиков. Он снял романтическую комедию с Дженнифер Лопес «Свадебный переполох» (2001) — по мнению критиков, бледное подобие «Свадьбы лучшего друга» (1997), он был режиссером комедийного боевика «Лысый нянька: Спецзадание» (2005), когда Вин Дизель решил попробовать себя к комедийном жанре (а лучше бы не пробовал), и его же комедия «Оптом дешевле 2» (2005) оказалась в сотне фильмов 2000-х, получивших самые худшие отзывы (по версии агрегатора Rotten Tomatoes).
Единственным «общепризнанным шедевром» Шенкмана был и до сих пор остается музыкальный фильм «Лак для волос». Вполне возможно, он им стал в большей степени благодаря замечательной игре актеров (в частности, Джона Траволты), чем благодаря режиссуре. «Лак для волос» — адаптация одноименного бродвейского мюзикла, — материал, мимо которого бывший хореограф Шенкман просто не мог пройти. В любом случае, испортить такой первоисточник было практически невозможно.
Лен Уайзман
«Крепкий орешек 4.0» (2007)
Лен Уайзман, в прошлом режиссер рекламных и музыкальных видео, пришел в большое кино в 2003 году: его фантастический боевик «Другой мир» был воспринят критикой негативно, что не помешало появлению сиквела, «Другой мир: Эволюция» (2006).
Как и Тарсем Сингх, Уайзман — крепкий мастер визуала, у которого, вместе с тем, отдельные части красивого визуального ряда не вполне складываются в ровное и цельное повествование. Это лишний раз продемонстрировал снятый Уайзманом ремейк «Вспомнить все» (2012).
С того времени Уайзман работал над ТВ-сериалами («Сонная лощина», «Люцифер», «В розыске»). Есть сведения, что он может сесть в режиссерское кресло шестой части франшизы «Крепкий орешек».
Если судить по работе Уайзмана над четвертой частью «Крепкого орешка», он показывает себя с лучшей стороны как режиссер не в рискованных попытках изобрести что-то новое в жанре фэнтези и не в заумной научной фантастике, а в боевиках — таких как «Крепкий орешек 4.0», который был определенно одним из лучших сиквелов во всей серии и просто качественно снятым, захватывающим, по-своему просто блестящим приключенческим фильмом. Именно ему оказалось под силу заново вдохнуть жизнь во франшизу после долгого перерыва, и на сегодня это главное достижение Уайзмана как режиссера. Возможно, что планируемое возвращение к «Крепкому орешку» на сей раз подарит второе дыхание ему самому.
Читайте также: 10 актеров и режиссеров, с которыми никто не хочет работать
Тарсем Сингх
«Запределье» (2006)
Тарсем Сингх начинал карьеру режиссера как клипмейкер, а в 2000 году вышел его первый полнометражный фильм — фантастический триллер «Клетка», который получил смешанные отзывы. Визуальный ряд, костюмы, грим и режиссуру критики оценили высоко, но в то же время отмечали вторичность сюжета и преобладание формы над содержанием. Примерно то же самое можно сказать и про большую часть других картин Сингха – «Война богов: Бессмертные» (2011), «Белоснежка: Месть гномов» (2012), «Вне/себя» (2015). Хотя сильная сторона Сингха как режиссера — это безупречно стильная «картинка» (сказывается его прошлое клипмейкера), ему как будто регулярно недостает умения объединить эти потрясающие отдельные образы в гармоничное целое.
Исключением стал приключенческий фильм в жанре фэнтези «Запределье», который тоже был встречен критикой неоднозначно, но при этом оказался в списках «фильмов 2006 года, обязательных к просмотру», составленного видными кинокритиками мира. Сегодня «Запределье» — это действительно культовая классика, которую нужно хотя бы раз увидеть.
Единственный на сегодняшний день фильм, где Сингх сумел обыграть свой стиль наиболее выигрышным и каким-то единственно верным образом, был снят на его собственные деньги — возможно, именно полная независимость пошла режиссеру на пользу.
Джеймс Мактиг
«V — значит вендетта» (2006)
Джеймс Мактиг принимал участие в создании трилогии «Матрица» в качестве ассистента режиссера и довольно долгое время был постоянным спутником творческого дуэта Вачовски. Дебют Мактига как режиссера в 2006 году получился громким, хотя последующая его карьера не оправдала ожиданий — сегодня за ним числится целый ряд проектов, которые разочаровали как зрителей, так и критиков – «Вторжение» (2007), «Ниндзя-убийца» (2009), «Ворон» (2012), «Уцелевшая» (2015).
Вероятно, что прорыв, которым для Мактига в свое время стала экранизация графического романа Алана Мура «V — значит вендетта», можно назвать везением и результатом хорошего стечения обстоятельств (над сценарием работали все те же Вачовски). В любом случае, фильм-антиутопия отличался превосходным актерским составом, стильным визуальным рядом и актуальностью благодаря поднимавшимся в нем острым темам проблем общества. Эта зрелищная политическая сатира стала одним из самых запоминающихся и даже знаковых фильмов 2000-х. Мактиг в дальнейшем так и не сумел повторить этот свой успех хотя бы близко.
Ричард Келли
«Донни Дарко» (2001)
Режиссерская карьера Ричарда Келли — это история стремительного восхождения, которое кончилось ничем. После его яркого дебюта в 2001 году все ждали от Келли не менее чем шедевра — но фантастический комедийный триллер «Сказки Юга» (2006), который вышел после пятилетнего молчания, надежд не оправдал. Затем Келли снял триллер «Посылка» (2009), получивший разноплановую критику, но в целом признанный очень слабым. После этого Келли совсем оставил кино.
А тем самым дебютным фильмом Келли был знаменитый научно-фантастический триллер «Донни Дарко» - мрачный, оригинальный, со своеобразным юмором, ставший настоящим хитом и чуть ли не сенсацией. К тому же именно ему был обязан взлетом актерской карьеры Джейк Джилленхол.
В 2004 году на DVD вышла режиссерская версия «Донни Дарко», но и она стала для фанатов разочарованием, так как оказалась не столько «расширенной», сколько просто растянутой.
Читайте также: Фильмы, которые разрушили карьеру режиссеров
Пол Уильям Скотт Андерсон
«Сквозь горизонт» (1997)
На протяжении большей части своей карьеры супруг Миллы Йовович Пол Уильям Скотт Андерсон (не путать с Полом Томасом Андерсоном) снимает картины, которые пользуются популярностью в прокате, но регулярно становятся излюбленной мишенью критиков — такие, как «Смертельная битва» (1995), «Солдат» (1998), «Чужой против Хищника» (2004), «Смертельная гонка» (2008). Кроме того Андерсон, известен как режиссер четырех из шести частей франшизы «Обитель зла».
Помимо всех этих фантастических боевиков, фильмов ужасов и экшн-хорроров, зрелищных, но не претендующих на что-то большее, на счету Андерсона имеется научно-фантастический хоррор «Сквозь горизонт», который с годами стал известен как нечто близкое к недооцененной культовой классике. И действительно, его отличает и интеллектуальность замысла, и тонкость исполнения (среди всей остальной фильмографии Андерсона – точно).
Достаточно сказать, что «Сквозь горизонт» до сих пор регулярно появляется в ретро-обзорах для любителей фильмов подобного направления, причем с упоминанием как «классики жанра, в свое время не получившей заслуженного признания».
Ян де Бонт
«Скорость» (1994)
Ян де Бонт начинал как оператор, работавший в том числе над такими широко известными картинами, как «Крепкий орешек» (1988) и «Основной инстинкт» (1992), и сел в режиссерское кресло в середине 1990-х. Фильмография де Бонта не очень обширна, и состоит во многом из взлетов и падений: фильм ужасов «Призрак дома на холме» (1999) был успешным в прокате, фантастический боевик «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 – Колыбель жизни» (2003) был негативно встречен критиками, а боевик-катастрофа «Скорость 2: Контроль над круизом» (1997) оказался коммерческим провалом. В общем и целом можно сказать, что как режиссер де Бонт в свое время подавал надежды, и, возможно, даже весьма высокие, — но не больше. Однако режиссерским дебютом де Бонта был боевик «Скорость» (1994) с Киану Ривзом в главной роли, получивший два «Оскара» и считающийся классикой жанра — вполне заслуженно. Создавая «Скорость», де Бонт наглядно продемонстрировал, что сумел многое почерпнуть от совместной работы (в качестве оператора) с такими режиссерами, как Джон Мактирнан, Ридли Скотт, Пол Верховен и Ричард Доннер.
Фильм «Скорость», может быть, немного затянут, но по своей динамичности, зрелищности и интриге остался в карьере де Бонта тем шедевром, который он сам так и не превзошел. Собственно говоря, с 2003 года, то есть с выхода «Расхитительницы гробниц 2», больше на счету у него нет ни одного фильма
Шон Каннингем
«Пятница, 13-е» (1980)
Шон Каннингем начал снимать в 1970-х, и к раннему периоду его работы относятся главным образом низкобюджетные картины, которые буквально прошли незамеченными — рецензий на них в Сети попросту нет.
В 1980-х визитными карточками Каннингема стали молодежные комедии и хорроры – такие, как «Весенние каникулы» (1983) и «Глубинная звезда номер 6» (1989), которые критики дружно беспощадно «слили».
Но все же Каннингем создал один фильм в жанре хоррора, который сделался без преувеличения культовым. Влияние, которое оригинальная «Пятница, 13-е» оказала на весь жанр фильмов ужасов, и в частности на поджанр слэшера, очень велико. Пусть даже этот фильм и был «грешен» в плане логики и предсказуемости, но все-таки он положил начало знаменитой франшизе из более десятка фильмов, не считая комиксов, новеллизаций, компьютерных игр, созданных по мотивам, и так далее.
Стив Рэш
«История Бадди Холли» (1978)
После своего триумфального дебюта в Голливуде в 1978 году Стив Рэш до сих пор так и не снял другого фильма, столь же высоко (или хотя бы просто высоко) оцененного критиками, хотя и продолжал работать достаточно активно. На протяжении примерно тридцати с лишним лет Рэш довольно-таки регулярно с переменным успехом выпускал свои фирменные комедии. Среди самых современных его творений — «Американский пирог 4: Музыкальный лагерь» (2005), «Добейся успеха: Все за победу» (2007) и «Дорожное приключение 2» (2009). В сравнении с тем многообещающим началом, которым выглядела первая картина в карьере Рэша, все эти фильмы выглядят более чем скромно.
Биографическая драма «История Бадди Холли», с которым по сей день главным образом связывается имя Рэша, получил «Оскар» за лучшую оригинальную песню, а также две номинации, в том числе номинацию на «Оскар» за «Лучшую мужскую роль», которой был отмечен исполнитель роли Бадди Холли — Гэри Бьюзи.
В качестве примера режиссера, который так и не смог повторить свой первый феноменальный успех, часто приводят Орсона Уэллса, но по крайней мере все его фильмы (после «Гражданина Кейна») стабильно отличались высоким качеством. Стив Рэш, с другой стороны, однозначно стал хрестоматийным «режиссером одного хита».
По материалам сайтов screenrant.com, cinemablend.com, whatculture.com