В прокат вышла четвертая глава франшизы «Астрал», которая получила заглавие «Последний ключ». Мы посмотрели один из самых занятных хорроров последних лет и рассказываем, что в нем страшного, сумел ли он сохранить свое лицо и что новаторского есть в новой части.
«Астрал» возвращается: зрителей снова решили напугать, так что можно готовиться к новой порции загадочных теней и духов, обитающих в мрачноватых подвалах. Чем точно хорош этот проект, так это тем, что он неизменно идет по одной линии, создает истории вокруг одних и тех же персонажей, хотя режиссеры меняются – после Джейсона Вана в постановщиках побывали Ли Уоннелл и Адам Робител. Причем именно благодаря Уоннеллу, неизменно выступающему в качестве сценариста, серия продолжается в едином духе.
Итак, четвертая глава – «Астрал: Последний ключ». Сразу уточним: вряд ли это конец, название лишь намекает на детали сюжета, и продолжение вполне может случиться. Тем более что одна тайна из второй главы еще не раскрыта... В новой части нам вновь дарят удовольствие наблюдать за одним из самых колоритных персонажей серии – экстрасенсом Элис Райнер (с ее верными помощниками). Мы уже видели, как парапсихолог помогла разобраться с проблемой семьи из оригинальной истории и сиквела, также мы стали свидетелями более раннего периода жизни Райнер, когда она, пытаясь справиться с опасным духом, который пытался забрать жизнь девочки-подростка, встретила своих будущих коллег. В новой части мы уже наблюдаем за событиями, которые происходили аккурат накануне первой главы «Астрала».
Перед зрителем параллельно разворачиваются две линии: Элис Райнер в детстве и в настоящее время. Приятно так сблизиться с этим действительно уникальным персонажем, узнав в подробностях историю ее жизни со всеми мрачными и светлыми эпизодами. Речь идет не только о мистике, но и о взаимопонимании внутри семьи. Тогда же и возникает главный злодей картины, который терроризировал Элис еще в детстве. Совершенно новое чудище с ключом вместо пальца, которое держит в своих «потусторонних» клетках души людей. Этот тип и правда внушает страх – он вполне может составить серьезную конкуренцию нечисти из предыдущих лент. Хотя, конечно, классические внезапные скримеры пугают исправно и с чувством.
Одна из главных проблем «Последнего ключа» заключается в проработке персонажей – а это значимая деталь, заложенная еще Джейсоном Ваном, который начиная с третьей части участвовал в проектах лишь как продюсер. В предыдущих главах каждый второстепенный персонаж обогащал атмосферу. Взять хоть эту дикую семейку улыбающихся призраков из первого фильма или смышленую подругу главной героини из третьего. Здесь же две сестры, племянницы Элис, оказываются «слабым звеном», которое мешает развитию ленты и ее пониманию зрителем. Одна из девушек играет в сюжете очень важную роль, по сути, без нее многое вообще бы не случилось. Однако слабая во всех смыслах проработка героини подмывает сказать то ли «Не верю», то ли «Что за…?». Многообещающий «неожиданный твист» становится крайне предсказуемым и маловпечатляющим из-за неуверенной игры актрисы, поверхностной проработки ее персонажа в сценарии (как следствие, и в исполнении) и резкой подачи «кульминационной информации». Получается, что трепетно ждал интересный сюжетный поворот от персонажа, а получил нечто скомканное с намеком на приторные сцены из классики индийского кино (с такими мелодраматичными поворотами в зрительском зале без смеха не обошлось). Так что в «Астрале 4» второстепенный герой стал побочным, в то время как в предыдущих главах важен был каждый.
Так или иначе, команда «Астрала» остается верной себе, не добавляет новомодных атрибутов и продолжает рассказывать историю полюбившейся публике героини. Причем рассказ этот все еще свеж – дуэт Ван-Уоннелл сумел создать нечто культовое, и поддерживает его на должном уровне. Однако в третьем и четвертом «Астралах» уже нет той немного странной, но всегда уместной «театрализованности», присущей фильмам Джеймса Вана. Эта «кукольность» в свое время и сделала «Астрал» тем, чем он является. В третьей главе, с уходом Вана с должности постановщика, произошла «мини-революция», тогда появилось больше «криповости». Так, момент с «обезличенным» призраком без кистей и стоп одновременно пробирает до дрожи и интригует вложенным в него смыслом. В «Последнем ключе» решили отказаться от подобных ходов, однако добавили совершенно уникального монстра и социальный подтекст.
Уместный юмор, интригующая семейная тайна, концепция «главные монстры – люди», а также фирменная напряженная атмосфера «Астрала» все еще помогут собирать залы. Для желающих получить дозу адреналина созданы упомянутый выше монстр, буквально «выключающий» голос своих жертв с помощью пальца-ключа, классический образ девочки-экстрасенса с закатанными глазами во время входа в астрал, а также любимая игра под названием «угадай, из какого угла появится скример». Кстати, с этим «квестом» создатели фильма изрядно постарались, раз за разом оттягивая появление страшных моментов, как в эпизоде исследования вентиляционной трубы, например.
Конечно, этот проект – единая история, которую следует смотреть от начала и до конца. Хоть этот хоррор со временем и «упростился», однако судьбу «обесцвеченных» «Звонков» он не повторил. Возможно, на данном этапе «Астралу» не хватает концентрации на своих индивидуальных чертах, вследствие чего буксует развитие серии. Ведь сюжетная линия истинной истории семьи Элис, а также появление такого необычного духа с ключом показывают серьезные перспективы для будущего хоррор-франшизы «Астрал».