29 марта в российских кинотеатрах в широкий прокат вышел психологический триллер Стивена Содерберга «Не в себе» с Клер Фой в главной роли. Рассказываем, какой получилась новая и в некотором роде экспериментальная картина знаменитого режиссера.
Прославленный американский режиссер Стивен Содерберг уже с первых лет своей профессиональной карьеры зарекомендовал себя как экспериментатор, не идущий по выверенному сотнями других постановщиков жанровому пути. В последние несколько лет он, ко всему прочему, все активнее пробует новые технические способы создания и подачи материала, весомым подтверждением чему стал его интерактивный сериал «Мозаика». Еще одно тому доказательство и его новый проект – психологический триллер «Не в себе», в котором Содерберг решил поэкспериментировать с инструментами съемки, собственноручно запечатлев полнометражный фильм на камеру iPhone.
Фильм рассказывает о девушке по имени Сойер Валентини. Она не так давно поменяла место жительства и обзавелась новой работой в банке. Наладить свою жизнь, однако, у нее не получается. Очередная, судя по всему, попытка случайной сексуальной связи с незнакомцем приводит ее к небольшому срыву, после которого Сойер, немного обеспокоенная своим состоянием, оказывается в психиатрическом учреждении. После непродолжительного разговора с терапевтом и подписания (по глупости не прочитанного) одного документа девушка неожиданно для себя пополняет ряды постояльцев лечебницы с разнообразными психическими отклонениями. Испуганная таким положением дел, Сойер все отчаяннее старается выбраться из учреждения, где, как кажется главной героине, вдобавок ко всему ее преследует старый и вовсе не добрый знакомый. Волей-неволей девушка задается вопросом, в себе ли она, возможно, ей действительно необходимо лечение.
Перед нами камерный триллер, в котором интрига выстраивается в основном вокруг психологического состояния главной героини. Сюжет «Не в себе» то представляет Сойер заложницей обстоятельств, то склоняет верить в ее параноидальное поведение и манию преследования. У создателей, однако, не всегда получается филигранно создавать двойственность и эффективно выстраивать интригу, ведь во многих ситуациях все предельно однозначно.
Большая часть событий «Не в себе» разворачивается в лечебнице. С одной стороны, такое место действия помогает создателям более простым способом вызвать у зрителя чувство страха, позволив наблюдателям примерить на себя возможный поход к врачу, обернувшийся кошмарным заточением в окружении душевнобольных. С другой стороны, подобный выбор локации не дает авторам простора для полета фантазии, ограничивая возможные варианты развития событий и круг взаимодействия Сойер. Тут сразу же вспоминается легендарный «Ребенок Розмари» Романа Полански, в котором нахождение главной героини в обычных условиях – на свободе – заставляет выстраивать теории о паранойе персонажа в исполнении Мии Фэрроу с удвоенной силой, исключительно основываясь на психологии поведения и взаимодействии Розмари с окружающими. Тут же в изначально негативном замкнутом помещении психиатрической лечебницы, одно нахождение в которой способно испугать любого здорового человека, даже несмотря на свои приступы агрессии, Сойер с самого начала и до окончания фильма кажется явно чужой.
Кинолента Содерберга отчасти носила для постановщика экспериментальный характер. Только вот заключается он лишь в том, на какое устройство лента «Не в себе» была снята. Содерберг самостоятельно запечатлел фильм на камеры iPhone 7 Plus, также воспользовавшись несколькими линзами. Сперва при просмотре триллера разница в качестве по сравнению со снятым на дорогостоящую профессиональную технику изображением в других фильмах явно бросается в глаза. Первые минуты хронометража создается небольшой, но ощутимый дискомфорт, который, к счастью, исчезает, когда события начинают развиваться в полном масштабе. Стоит отметить, что качество изображения, получаемое при съемке на непрофессиональную камеру, немного дополняет ощущение мании главной героини, которое Содерберг старается подчеркивать взятыми снизу крупными планами Сойер.
И тут самое время перейти к единственной действительно сильной стороне фильма – к перформансу Клер Фой. Знаменитая по роли Елизаветы II в сериале «Корона» британская актриса крайне убедительна в образе переживающей острый психический кризис девушки. Ей хочется верить, сочувствовать и желать успешного завершения ее жутких похождений. Клер Фой постаралась на славу, чтобы чуть ли не в каждом ее взгляде, каждом жесте выражалось близкое к критическому состояние ее персонажа.
Содерберг решился снять полнометражный фильм на камеру iPhone, и у него это получилось. От этого, правда, зритель совершенно ничего не выиграл, так как данный эксперимент не привнес уникальных или просто впечатляющих решений в визуальный ряд картины. Есть и более любопытные в плане визуального воплощения фильмы, снятые на гаджеты той же компании. Например, запечатленная на iPhone 5S драма «Мандарин» Шона Бэйкера. И все же «Не в себе» с прекрасным актерским перформансом Клер Фой должен в определенной мере быть занимателен для ценителей психологических триллеров, если воспринимать эту картину как небольшое жанровое кино, которого американский постановщик так старательно избегал в первые годы своей карьеры.