21 и 22 апреля на Московском международном кинофестивале в программе «Фильмы, которых здесь не было» показали «Наследниц» Марсело Мартинесси, получившие три награды на 68 Берлинском кинофестивале.
«Наследницы», дебютный полнометражный фильм перуанского режиссера Марсело Мартинесси, — это тот особенный случай, когда от фильма особенно ничего не ждешь, а он тебя приятно удивляет. Описание сюжета и трейлер заранее настраивает на медленную и тягучую драму с ЛГБТ-темой, а на самом деле это ладно сделанная мелодрама о выходе из жизненного тупика. «Наследницы» – это неожиданно простое зрительское кино, лишенное фестивальной зауми, с небольшой поправкой на экзотический колорит.
Художница Чела (Ана Брун заслуженно получила Серебряного Медведя за эту роль) живет в большом фамильном особняке со своей партнершей Чикитой (Ана Брун). За долгие годы совместной жизни страсть полностью исчезла из их отношений, и они превратились в дружеское сожительство. Обе женщины – наследницы богатых семей, но из-за неумеренных трат влезли в долги и вынуждены распродавать нажитый поколениями антиквариат.К сожалению, этого оказывается недостаточно для уплаты по счетам, и Чикита садится в тюрьму, которая неожиданно похожа на советскую коммуналку: все галдят, варят еду, занимают очередь в душ, ходят в «домашнем». Чела остается дома вместе с малограмотной служанкой Пати и не проходящей апатией, вызванной главным образом не отъездом подруги, а необходимостью расставаться со своим наследством. Из депрессивного состояния Челу неожиданно выводит знакомство с дочкой одной подруги, красоткой Энджи (Ана Иванова).
Мартинесси позволяет зрителям заглянуть в мир привилегированного класса, который целиком и полностью состоит из женщин, что выглядит вполне органично, и не выглядит формалистским приемом. Эти богатые дамы, вызывающие скорее жалость, нежели зависть, – одинокие и неприспособленные к жизни в реальном мире создания, они держатся за старые традиции и привычные ритуалы мертвой хваткой.Мартинесси очень деликатно и уважительно всматривается во всех своих героинь, позволяет им вести себя естественно. В «Наследницах» вы не увидите будуарную жизнь лесбийской пары пенсионного возраста. Это на удивление целомудренное кино, лишенное фальшивости и жеманности.
Марсело Мартинесси создал универсальную ленту, которая будет понятна как в Парагвае, так и за его пределами. Ведь в каждой стране есть женщины, которые на шестом десятке своей жизни поняли, что их жизнь зашла в тупик, и пора что-то менять. Резюмируя, можно сказать, что «Наследницы» – это не великая, но очень искренняя картина, которая внятно и доступно рассказывает правдоподобную историю. Это во всех смыслах женский фильм, он о женщинах и для женщин.