На Московском международном кинофестивале в программе «Мастера» показали «В поисках праздника» Паоло Вирдизи с Хелен Миррен и Дональдом Сазерлендом.
Лето 2016 года, Америка. Вся страна охвачена предвыборной лихорадкой, но пожилые супруги Джон и Элла будто этого не замечают. С легкой подачи Эллы (несравненная Хелен Миррен) они сбегают от своих великовозрастных детей и отправляются в спонтанное путешествие на стареньком, под стать им самим, домике на колесах. Их конечным пунктом назначения формально является дом-музей Эрнеста Хемингуэя, что в Ки-Уэсте во Флориде, но на самом деле Джону и Элле нужно просто побыть вдвоем – они оба понимают, что им осталось уже недолго. Память начинает подводить бывшего учителя литературы Джона (лучшая роль Дональда Сазерленда за последние годы): он может наизусть цитировать Джойса, Мелвилла и своего любимого Хемингуэя, но с трудом вспоминает имя своих детей и жены. Эллу периодически мучают сильные боли, но она не сдается – ей надо во что бы то ни стало навести порядок в голове супруга, прорваться сквозь пелену старческой деменции.
«В поисках праздника» – это англоязычный дебют итальянского постановщика Паоло Вирдзи, многократного призера Венецианского кинофестиваля. Его новая лента снова была в конкурсной программе на последнем кинофестивале в Венеции, но осталась без наград, что, на самом деле, не удивительно. «В поисках праздника» – очень милое и трогательное, но слишком простое, по фестивальным меркам, кино. Вирдзи снял классический американский роуд-муви, в котором долгая дорога располагает к таким же долгим откровенным разговорам. Его фильм неуловимо похож на «Дневник памяти» Ника Кассаветиса, только роль дневника здесь выполняет семейный фотоархив, который Элла день за днем показывает Джону. Режиссер очень точно показал причуды памяти, которая неожиданным образом может проявить то, что человек пытался скрыть всю свою жизнь. Хотя в фильме много пронзительных моментов, от которых щемит сердце, но общее настроение у картины все равно получается оптимистичное и обнадеживающее. Глядя на героев Миррен и Сазерленда, уже не так страшно стареть.
В Америке эту ленту приняли более чем прохладно. Главным образом ее обвинили в поверхностности подхода к проблеме отношений в пожилой паре, когда один из супругов быстрее движется к финальной точке своей жизни, нежели другой. Да, «В поисках праздника» – не такой глубокий и великий фильм, как «Любовь» Михаэля Ханеке. Он не предлагает погрузиться в темную экзистенциальную бездну, открывающуюся для любого, кто видит, как постепенно угасает любимый человек. Фильм Вирдзи предлагает не горькую пилюлю правды, а сладкую конфету в красивой обертке. Но кто сказал, что одно лучше другого?