3 мая в широкий прокат выходит долгожданная новая работа Уэса Андерсона – анимационная лента «Остров собак». Это история, снятая в узнаваемой фирменной манере режиссера, пронизана японской атмосферой, любовью к собакам и здоровым гуманистическим пафосом. Поклонников режиссера этот фильм точно не разочарует.
Премьера «Острова собак» состоялась на 68-м Берлинском кинофестивале. Новый фильм Уэса Андерсона не только участвовал в конкурсной программе, но и стал первым в истории смотра анимационным фильмом открытия. Жюри по достоинству оценило ленту и присудило Андерсону «Серебряного медведя» за лучшую режиссерскую работу. И хотя в России прокат «Острова собак» стартует одновременно с самым ожидаемым супергеройским блокбастером года – лентой «Мстители: Война бесконечности», за судьбу картины Андерсона можно быть спокойным. Несмотря на статус независимого американского режиссера, фанатов у Уэса Андерсона не меньше, чем у киновселенной Marvel, а в центре его нового фильма тоже находится борьба за добро и справедливость. Правда, масштаб у этой битвы куда более скромный: герои здесь не супермены, а собаки, а действие сконцентрировано внутри всего одной страны – Японии.
В японском городе Мегасаки не все спокойно. Достаточно одного лишь взгляда на вновь избранного мэра Кобояши (Кунъити Номура поработал не только над озвучкой, но и над сценарием), чтобы понять – ничего хорошего от этого двойника Большого брата ждать не стоит. Мэр, как истинный злодей, любит кошек, и всего его приспешники – тоже. Первым же делом Кобаяши ссылает всех собак на мусорный остров под предлогом, что они якобы разносчики опасного для человека собачьего гриппа. Жители Мегасаки на удивление спокойно переносят разлуку со своими питомцами, и только племянник мэра, 12-летний Атари, отправляется на серо-коричневый остров, чтобы вызволить своего верного друга – пса Спотса (Лив Шрайбер). Однако вместо Спотса Атари находит группу альфа-самцов во главе с суровой дворнягой Шефом (Брайан Крэнстон), который, в отличие от других собак, привык жить без хозяина.Одновременно с этим американская школьница по обмену Трейси (Грета Гервиг) находит ученых, открывших сыворотку от собачьего гриппа, и начинает кампанию, разоблачающую коррумпированную верхушку власти. Зная, что Уэс Андресон всегда на стороне юных идеалистов, можно предугадать, что у Атари и Трейси все получится, ведь на их стороне правда, а правда – это сила.
Уэс Андерсон – виртуоз стилизации. Чаще всего он воссоздает в своих фильмах атмосферу и визуальную эстетику Америки 60-70-х годов, но в этот раз выбор его пал на Японию – страну, воспевающую мелочи и ритуалы. Конечно, в «Острове собак» перед нами предстает не реальная страна, а придуманная Уэсом Андерсоном. Это любовно собранный конструктор из узнаваемых примет японского быта и культуры: театр кабуки, гравюры, хокку, бэнто, самураи, сакура, отголоски фильмов Акиры Курасавы и анимации Хаяо Миядзаки. И все это стремительно проносится под запоминающуюся музыку Александра Деспла. При этом Андерсон не перебарщивает, как с ним частенько бывает, с милотой и кукольностью. Сняв фильм, действие которого происходит на родине «кавая», он показал на редкость стойкий к нему иммунитет. Да и о каком «кавае» может идти речь, когда большая часть событий разворачивается на свалке, а основная часть действующих лиц – чихающие собаки, кстати, озвученные целой плеядой голливудских звезд (Скарлетт Йоханссон, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон).
Читайте также: Магия кукольной анимации: Как создавался «Остров собак» Уэса Андерсона
«Остров собак» подтверждает то, что было понятно уже после «Бесподобного мистера Фокса» (первой анимационной ленты режиссера, которая была снята на той же студии, что и «Остров», – 20th Century Fox Animation) – подобный формат удивительно хорошо ложится на узнаваемый самобытный авторский стиль Уэса Андерсона. Быстрый темп, разделение на маленькие главы, обилие деталей – из этих фирменных приемов рождается еще один уникальный, сделанный вручную герметичный мир. С непривычки от такого изобилия голова может пойти кругом, но Андерсону будто бы этого мало. Он добавляет еще один ингредиент, чтобы усложнить и остранить повествование. Героев, говорящих по-японски, переводят только частично, то есть о смысле большей части произнесенных фраз стоит только догадываться. В самом начале фильма Уэс Андерсон предупреждает об этом зрителей, но все равно непонимание может сильно тормозить эмоциональное включение в историю. Потом свое дело сделают обаятельные герои, комичные и абсурдные ситуации, но все-таки юные зрители рискуют не разобраться в хитросплетениях сюжета и заскучать – это не универсальная продукция Disney и Pixar. Андерсон, которому через год будет уже 50 лет, снимает фильмы отнюдь не для реальных детей, а для взрослых, которые сохранили в себе детское восприятие мира.
В фильме отчетливо и громко звучат темы «мы в ответе за тех, кого приручили» (Атари в каком-то смысле потомок Маленького принца, только более решительный), гуманного обращения с животными, борьбы против тирании и ущемления прав любой социально незащищенной части населения (схожесть собак и беженцев видна невооруженным глазом). Хотя работа над фильмом началась еще четыре года назад, «Остров собак» можно назвать самым актуальным и злободневным фильмом Уэса Андерсона. Его твердая уверенность в том, что небольшая группка идеалистов и романтиков способна изменить мир к лучшему и навести в нем порядок, вызывает прилив оптимизма. Невольно начинаешь верить в то же самое. А эта вера – именно то, что, как нельзя сильно, сейчас всем нужно.