​Канны 2018: «Черный клановец» Спайка Ли

Пожалуй, «самая американская» картина 71-го Каннского кинофестиваля.

В центре сюжета история молодого темнокожего полицейского из Колорадо Рона Сталворта (Джон Дэвид Вашингтон), который решил помочь детективам в расследовании преступлений расистских организаций. Он звонит в ку-клукс-клан, чтобы вступить в его ряды. Естественно, вместо себя ему надо отправить кого-то другого, «побелее», поэтому ему помогает его коллега – еврей по имени Флип (Адам Драйвер).

Первое, что бросается в глаза, это воссоздание стиля black community образца 1970-х. Пышные афро-прически, клешеные брюки, узкие юбки, крупные очки и чувство абсолютной свободы, заметный переход от субкультуры хиппи к временам диско. Спайк Ли же показывает все это со стороны афроамериканской части общества, любуясь собственной созданной ностальгической картинкой. Вся эта «вылизанная» стилизация не является хорошей платформой для серьезной картины с драматическим уклоном. Однако Спайк Ли совершенно не такого плана режиссер: все его сложные по тематике фильмы раскрываются через комедийность происходящего, поэтому на первый план здесь выходят абсурдизм, легкий сюр и комичность.

Кадр из фильма «Черный клановец»

Сама неуклюжесть сцен в плане построения кадров, непредсказуемое поведение персонажей, выдержанное игрой актеров, и слишком «заученные» диалоги придают картине некую хаотичность, благодаря чему история, основанная на практически реальных событиях, намного лучше воспринимается зрителем. Организация ку-клукс-клан, появившаяся в США в середине XIX века, после Гражданской войны, реально существует (хотя к настоящему моменту в ней насчитывается относительно небольшое количество участников, но так было не всегда). В 1970-х одним из самых ярких представителей этого «клана» и ультраправым националистом являлся Дэвид Дюк, вокруг которого, в принципе, и разворачивается сюжет. Спайк Ли по-своему смеется над самим фактом существования расистских сообществ, в особенности над мировоззрением таких их представителей, как Дюк. Однако, на самом деле, здесь не до забавы.

Кадр из фильма «Черный клановец»

Завершается художественная картина чередой хроникальных кадров, где уже главные роли «играют» Дональд Трамп, сам Дюк и участники протестов против расистских организаций. Далее режиссер показывает, как полиция применяет насилие к участникам этих митингов. Придуманная история с очаровательными живыми персонажами, у каждого из которых в запасе имеется пара-тройка «колючих» фраз, на которые зрители незамедлительно реагируют, сразу же уходит на второй план.

Возможно, в плане жанра данному фильму больше подходит термин «драмеди», но документальность стирает любые жанровые характеристики, и на выходе получается настоящее эссе-высказывание. Однако к чему была лишняя прямолинейность и появление хроникальных кадров в финале, если в принципе основная цель фильма была ясна с первых сцен? На это у Спайка Ли нет ответа. Зато за него говорит его сердитое настроение, которое ясно ощущается при просмотре.

Кадр из фильма «Черный клановец»

«Черный клановец» — это фильм-сатира или любопытное исследование сегодняшней реальности, схожее с кинолентой «Прочь» Джордана Пила. Возможно, после «бума» последнего, теперь раз в год будут выпускать аналогичные картины, которые не будут уступать «первопроходцам» по качеству, стилистике и проблематике. Но нужно ли это?

Читайте также