5 июля в российский прокат выходит лента корейского режиссера Ли Чхан Дона «Пылающий», которая на прошедшем Каннском фестивале завоевала приз ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы) в рамках конкурсной программы. В основе сценария – рассказ японского писателя Харуки Мураками «Сжечь сарай». Чем так впечатлила кинокритиков и зрителей Каннского фестиваля вольная интерпретация произведения Мураками? Ответ ищите в нашей рецензии.
Главный герой фильма – скромный юноша Джонсу (Ю А-Ин), который учился на писателя, но работает не по профессии. Он перебивается случайными заработками и мечтает написать большой роман, пока однажды возле супермаркета не встречает подругу детства – Хаэми (Чон Джон-со). Они учились в одной школе и, по словам девушки, Джонсу однажды спас ей жизнь. И хотя парень смутно помнит этот инцидент, это неважно, факт есть факт. Отношения молодых людей быстро минуют «френдзону» и становятся любовными. Вот только после мимолетной «страсти» Хаэми быстро упархивает из объятий растерянного друга и уезжает в Африку – «любоваться закатами». Попутно она доверяет новому парню смотреть за квартирой и кормить кота по кличке Бойлер.
Начало фильма не самое динамичное, кажется, что особой интриги и ярких поворотов сюжета не будет. Действительно, Ли Чхан Дон не похож на своего соотечественника Пак Чхан Ука, у которого в арсенале так и брызжущие адреналином «Олдбой» и «Служанка». Он больше сосредотачивается на страстях внутри человека, которые после незначительного триггера вырываются наружу, после чего «все мосты сожжены, и нет пути назад». В случае Джонсу, этакого милого сельского парня, который зарабатывает крохи честным трудом, это срабатывает на все сто – когда Хаэми возвращается из Африки в сопровождении харизматичного земляка Бена (Стивен Ян). Бен хорош собой, богат, много путешествует, отлично готовит и ездит на люксовом автомобиле. Зритель сразу замечает чудовищную разницу между трудягой Джонсу и «корейским Гэтсби» – Беном. Джонсу живет на ферме отца на границе с Северной Кореей, а Бен живет в элитном районе. Хаэми, как девушка прагматичная, выбирает кавалера побогаче. Стоит ли говорить, что искры страстей, бушующих внутри Джонсу, начинают превращаться в пламя?
«Пылающий» по фабуле и странному союзу главных героев напоминает «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи. В «Мечтателях» герои объединяются в любовной лихорадке во время парижских событий мая 1968 года, в «Пылающем» – налицо лишь классовые различия и нездоровые взаимоотношения. Герои фильма – молодые люди, которые не определились с планами на жизнь, мечутся в поисках собственного «я» и при этом выглядят довольно растерянными. В Южной Корее культ красоты, успеха и модного образа жизни: девушки корректируют внешность при помощи пластических хирургов, а молодые люди работают в офисах до истощения. Вкупе с технологическими новинками, засильем телевизионных дорам, консьюмеризмом и высокой рабочей конкуренцией, главные герои пытаются выжить в этом безумном мире. Хаэми в перерывах между работой моделью для рекламы дешевых товаров, грезит о выгодных контрактах (поэтому даже сделала пластическую операцию), Джонсу планирует написать книгу, но перебивается случайными заработками. Бен, помимо досуга представителя «золотой молодежи», имеет постыдное хобби – он поджигает заброшенные теплицы. Герои настолько разные по характеру, роду занятий и социальному положению, что даже странно, как они могут взаимодействовать.
Ли Чхан Дон отходит от лиричного литературного первоисточника, сделав акцент на душевных терзаниях героев, у которых душа не просто «потемки», а настоящее пепелище. Это роднит «Пылающего» с социальной драмой «Елена» Андрея Звягинцева, где героиня тоже «сжигает мосты», сделав мучительный моральный выбор. В Южной Корее Ли Чхан Дона не зря считают одним из лучших режиссеров современности. Его работы «Тайное сияние» и «Поэзия» были высоко оценены на международных кинофестивалях. «Пылающий» покорил критиков Каннского фестиваля элегантностью визуального ряда (большая заслуга оператора Хон Ген Пхе), простотой изложения житейской истории, где банальная зависть к чужому богатству становится разрушительной силой. Режиссер не любит полунамеки, завуалированность, недосказанность, которыми часто грешит Харуки Мураками, а снимает понятную, почти «будничную» картину. Психологизм, трагедия простого человека, внутренние переживания и страхи героев, «скелеты в шкафу» и метафорическое очищение огнем – вот что интересует режиссера.
«Пылающий» – отличный пример того, как сложное произведение можно достойно экранизировать. Ли Чхан Дон снимает почти медитативное кино о повседневности и запретах, в котором, на первый взгляд, ничего не происходит. В фильме мало диалогов, что компенсируется изобилием красивых кадров городской среды и фермы главного героя в сельской глуши. Зритель, привыкший к голливудскому экшену, не догадывается, что корейский режиссер оставил самое интересное на финал. Его герой Джонсу проходит путь от неискушенного юноши до мрачного вершителя судеб, который теперь «право имеющий». Только новый статус не сулит ничего хорошего, когда ты утратил собственное «я» и не знаешь, как быть дальше. Оставаться спокойным и невозмутимым в этом безумном мире – задача не из легких. Хотя «Пылающий» и снят в Южной Корее, его киноязык очень космополитичен: подобная история могла произойти в любой точке мира. Зависть и отчаяние не имеют границ.