Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 6 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 3 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 3 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 3 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 2 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 1 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Памяти Эльдара Рязанова

Любопытные истории со съемок удивительных фильмов режиссера.
30 ноября 2015 0
Памяти Эльдара Рязанова

30 ноября 2015 года ушел из жизни один из любимейших отечественных режиссеров – Эльдар Александрович Рязанов, снявший фильмы «Служебный роман», «Гараж», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Иронию судьбы» и многие, многие другие. Мы вспоминаем знаменитые картины Эльдара Александровича и повторяем нашу подборку о том, какие необычные истории связаны с их съемками.

«Служебный роман», 1977

На съемках фильма «Служебный роман». Эльдар Рязанов и Светлана Немоляева.

На съемках фильма «Служебный роман». Эльдар Рязанов и Светлана Немоляева.

Актеры для этого фильма подобрались очень быстро, поскольку у Рязанова оставались ценные «резервы» после кинопроб в предыдущих картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!», в нем же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой.

На съемках фильма «Служебный роман». Эльдар Рязанов и Андрей Мягков.

На съемках фильма «Служебный роман». Эльдар Рязанов и Андрей Мягков.

По словам Рязанова, Андрею Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы он в начале фильма производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы», безынициативного недотепы. Надо отметить, добиться этого было непросто, так как два года назад актер полюбился всей стране в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссер изо всех сил старался как можно дальше увести его нынешний персонаж от предыдущего.

Кадр из фильма «Служебный роман». Актриса Алиса Фрейндлих.

Кадр из фильма «Служебный роман». Актриса Алиса Фрейндлих.

На роль Калугиной режиссер сразу же определил Фрейндлих. Для создания правдоподобного образа директорши-мымры, режиссер и актриса долго искали подходящую одежду. В самых отдаленных уголках костюмерных «Мосфильма» они подбирали бесформенные непонятного цвета и размера юбки и пиджаки. Но все-таки для завершения образа не хватало какой-то детали. Как всегда, помог случай. Оператор картины Владимир Нахабцев на всякий случай принес старые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то стало понятно — «мымра» готова появиться на площадке.

На съемках фильма «Служебный роман»

На съемках фильма «Служебный роман»

На съемках фильма Олег Басилашвили должен был водить машину, а он ни разу до этого не сидел за рулем! Актеру взяли инструктора, но пройти полный курс будущего автомобилиста он так и не успел. В итоге один раз Басилашвили чуть не разбил камеру, а в другой – въехал в киоск «Союзпечать». Актер понял, что гонорара ему не видать… Однако его наказывать не стали. И кроме гонорара он с коллегами получил еще и Государственную премию СССР.

Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман». Исчезновение маникюра.

Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман». Исчезновение маникюра.

Изначально секретарша Верочка была представлена как замужняя дама, мужа которой должен был играть актер Александр Фатюшин. Его герой постоянно метался между женой и мотоциклом, из-за чего супруги ссорились. Успели даже снять несколько сцен с Фатюшиным и Ахеджаковой, но актер неожиданно заболел. Поэтому Верочке пришлось ругаться со своим мужем исключительно по телефону. Кстати, озвучивал «голос в трубке» Олег Басилашвили.

На съемках фильма «Служебный роман». Актёры Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.

На съемках фильма «Служебный роман». Актёры Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.

По словам Эльдара Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у нее дома — исключительная импровизация этих двух актеров, сыгранная на высшем уровне актерского мастерства. Можно представить, как замирало сердце у прекрасной половины кинозрителей при просмотре этого невероятно лиричного и чувственного эпизода.

На съемках фильма «Служебный роман». Эльдар Рязанов, Олег Басилашвили и Андрей Мягков.

На съемках фильма «Служебный роман». Эльдар Рязанов, Олег Басилашвили и Андрей Мягков.

При сокращении и адаптации материала из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка, после появления «ожившего» Бубликова, несется по коридорам статистического учреждения с криком: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!», а на нее идет с кулаками рассерженный Бубликов. Наконец, Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!», — и все аплодируют. Бубликов в изумлении говорит: «Товарищи, спасибо за все».

Кадр из фильма «Служебный роман». Андрей Мягков и бронзовый конь.

Кадр из фильма «Служебный роман». Андрей Мягков и бронзовый конь.

Еще один интересный момент: бронзовый конь, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», он же показан в одной из серий телефильма «Семнадцать мгновений весны», в фильмах «Формула любви» и «Старый Новый год». Позже этот же конь появится в фильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли», снятом уже после распада СССР.

«Гараж», 1977

На съемках фильма «Гараж»

На съемках фильма «Гараж»

Идею фильма режиссеру подсказала сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников «Мосфильма», Рязанов был настолько потрясен, что решил отразить увиденное и пережитое в сценарии.

«Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц», - вспоминает Рязанов в книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги».

На съемках фильма «Гараж». Режиссёр Эльдар Рязанов

На съемках фильма «Гараж». Режиссёр Эльдар Рязанов

Однако еще больше расстроила режиссера собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме, — поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.

Кадр из фильма «Гараж». Эльдар Рязанов в роли начальника отдела насекомых.

Кадр из фильма «Гараж». Эльдар Рязанов в роли начальника отдела насекомых.

Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры, любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил-таки «несчастливый билет». Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.

На съемках фильма «Гараж». Эльдар Рязанов и Валентин Гафт.

На съемках фильма «Гараж». Эльдар Рязанов и Валентин Гафт.

Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме — все сцены «Гаража» снимали в хронологическом порядке, а съемочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли. А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров — максимум на месяц.

На съемках фильма «Гараж». Актрисы Ия Саввина и Лия Ахеджакова.

На съемках фильма «Гараж». Актрисы Ия Саввина и Лия Ахеджакова.

Актеров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обостренном чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.

Кадр из фильма «Гараж». Актёр Андрей Мягков.

Кадр из фильма «Гараж». Актёр Андрей Мягков.

Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в «Гараже» досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишенного голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актеру. Дело в том, что еще за несколько лет до съемок «Гаража» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из «Служебного романа». Режиссер предпочел скрыть свое авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.

На съемках фильма «Гараж». Режиссер Эльдар Рязанов и актёры.

На съемках фильма «Гараж». Режиссер Эльдар Рязанов и актёры.

Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актеры, наотрез отказавшиеся от ролей в «Гараже». Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова — Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.

На съемках фильма «Гараж». Режиссер Эльдар Рязанов и актёры.

На съемках фильма «Гараж». Режиссер Эльдар Рязанов и актёры.

Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв Партии.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актёры Андрей Мягков и Барбара Брыльска.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актёры Андрей Мягков и Барбара Брыльска.

Телепремьера одной из самых популярных картин Эльдара Рязанова состоялась 1 января 1976 года. Аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей, и уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам. Кинокартина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.

На съемках фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссёр Эльдар Рязанов.

На съемках фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссёр Эльдар Рязанов.

Интересная подробность: почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актёр Андрей Мягков.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актёр Андрей Мягков.

Рязанов очень тщательно искал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Кроме того, говорить о том, что персонаж Миронова не пользовался бы успехом у женщин, было не возможно – никто бы не поверил, поэтому его кандидатура не рассматривалась.

На съемках из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Барбара Брыльска, Эльдар Рязанов и Андрей Мягков.

На съемках из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Барбара Брыльска, Эльдар Рязанов и Андрей Мягков.

На роль Нади Шевелевой пробовались Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова и другие. Также режиссера долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих. Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Ее версия роли оказалась самой убедительной.

Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Олег Басилашвили превращается в Юрия Яковлева.

Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Олег Басилашвили превращается в Юрия Яковлева.

Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за трагедии в семье. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна и снег растаял.

«О, тёпленькая пошла!» - Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актер Юрий Яковлев.

«О, тёпленькая пошла!» - Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актер Юрий Яковлев.

«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма», как признавались актеры, - явление довольно редкое.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Андрей Мягков и Эльдар Рязанов.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Андрей Мягков и Эльдар Рязанов.

Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссерских ролей — пассажира в самолете, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его еще не редкую шевелюру проглядывает лысина.

Памятная табличка на одном из домов, где снимался фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Памятная табличка на одном из домов, где снимался фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В действительности, съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трех домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трех домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. В 2003 году на стене дома 125 была открыта памятная табличка.


Составлено по материалам из открытых источников.

Фильмы Эльдара Рязанова можно не только смотреть, но и слушать!
Релиз: 6 октября 2006 0
Релиз: 20 ноября 2006 0
Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями