23 августа в кинотеатрах России в прокат выходит фильм «Альфа» режиссера Альберта Хьюза. Рассказываем, какой получилась приключенческая драма о странствии юноши и волка по Европе времен позднего палеолита.
Про дружбу между человеком и собакой снято много фильмов, среди которых есть поразительно трогательные картины, вроде драмы «Белый Бим Черное ухо», бесконечно яркие и изобретательные, как комедия «Остров собак», бывают и откровенно глупые, наподобие каких-нибудь «Псов под прикрытием», например. А вот о том, как, собственно, эта верная дружба давным-давно зародилась, ничего серьезного пока так и не сняли. Этот пробел попытались восполнить создатели приключенческой драмы «Альфа» и лично режиссер Альберт Хьюз, известный зрителям по фильмам «Книга Илая» и «Из ада».
Сюжетная завязка киноленты «Альфа», события которой развиваются в Европе примерно 20 тысяч лет назад, повествует о группе охотников, отправившихся в дальние края за большой добычей. Во главе группы, разумеется, вождь, а рядом с ним его сын по имени Кеда, который получил шанс проявить себя в серьезном испытании. Но охота идет не по плану: разъяренный бизон сбрасывает юношу в обрыв. Некоторое время погоревав, отец Кеды вместе с остальными охотниками решают, что пришла пора возвращаться с добычей к оставшемуся в родных краях племени. Но (не так уж) внезапно выясняется, что юноша крепче, чем могло показаться на первый взгляд. Кеда в прямом и переносном смысле предпринимает все попытки, чтобы встать на ноги и вернуться домой. Как-то он натыкается на стаю волков, одного из которых парень ранит, а после по доброте душевной выхаживает. С этого начинается история юноши и волка, которым предстоит добраться до племени, по пути вместе преодолев различные препятствия и завязав крепкую дружбу.
Лента «Альфа» представляет собой фантазию на тему первого случая приручения человеком волка. Сама по себе идея показать одомашнивание дикого животного, которое позже стало настоящим другом человека, была бы вполне состоятельна для какого-нибудь семейного, возможно, даже анимационного фильма или же для реалистичной драмы. Однако проблема заключается в том, что «Альфу» ни к одному из этих жанров причислить не получается. Изначально ориентированный на широкую аудиторию фильм по факту попросту не знает, какой возрастной категории зрителей он в первую очередь адресован и как именно он со своей публикой будет находить общий язык.
Начнем с того, что по меркам семейного кино фильм Альберта Хьюза непривычно мрачен. Падения, сломанные части тела, кровь, мучения, множество относительно жестких сцен – все это явно не совсем подходящее для самой юной аудитории зрелище. Кажется, лента еще и напрочь лишена юмора, так что развеселить детей ей будет нелегко, а вот испугать – заметно проще.
У «Альфы» нет особых предпосылок стать интересным фильмом и для подростков. Это путешествие юноши и волка вообще нельзя назвать захватывающим. Визуально фильм довольно прост и сильно уступает условной «Книге джунглей» 2016 года. Различные ситуации, в которых оказывается главный герой и его все более верный по мере развития событий волк, не вызывают ощущения яркого приключения. Короткие конфронтации с другими животными да совместная охота – вот почти все действо, без особой изобретательности приготовленное нам авторами фильма. Для полноценного приключенческого кино этого явно мало.
Лента вряд ли сможет расположить к себе большинство взрослых зрителей. Абсолютно примитивная история не способна удержать внимание сюжетом, благо хронометраж фильма мизерный и до изнеможения наскучить фильм просто не успевает. Совсем небольшое количество и без того односложных диалогов лишь ухудшает ситуацию. И ладно бы лента «Альфа» была чем-то визуально обезоруживающим вроде столь же немногословного «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но кинематографических изысков от фильма Альберта Хьюза ожидать не приходится.
Чрезмерную наивность и нереалистичность событий совсем уж юные зрители и то не все, очевидно, могут не заметить. А вот взрослым преодоление сложностей главным героем и волком может показаться совсем уж по-детски наивным. Тут нужно разделять наивность, присущую, например, лентам вроде «Кристофера Робина», в которых она лишь работает на благо картины, с наивностью в мрачном фильме о выживании в диких условиях. В «Альфе» она мешает восприятию происходящего.
Создается впечатление, что авторы фильма «Альфа» затерялись в трех соснах. У них не получилось ни яркое приключение, ни действительно драматичная история выживания, ни трогательная притча о дружбе юноши и волка. Причины переносов даты премьеры этого проекта теперь предельно ясны. Жаль только, что время не залечило огрехи фильма Альберта Хьюза так же легко, как раны главного героя и его волка.