25 октября в прокат вышла лента «На границе миров» – страшная сказка, исследующая внутренние и внешние границы в жизни одной очень странной таможенницы. Фильм Али Аббаси получил главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля (второй по значимости, между прочим), и по праву может считаться самым необычным фильмом года.
Главная героиня Тина (Ева Меландер) буквально существует на границе двух миров – она работает на таможне. Каждый день она следит за тем, чтобы пассажиры, прибывающие на пароме в Швецию из Финляндии, не пронесли ничего запрещенного. Для того чтобы понять, есть у человека контрабанда или нет, Тине не нужны никакие специальные приспособления, ей нужно только получше принюхаться: она обладает уникальной способностью обонять человеческие эмоции. Так, по одному только запаху вины, стыда и похоти, она с легкостью разоблачила респектабельного вида мужчину, пытавшегося провезти флешку с детской порнографией.
Вдобавок к своему экстраординарному обонянию таможенница обладает еще и на редкость отталкивающей внешностью, которую толерантные коллеги и соседи тактично не комментируют. У Тины грубые черты лица, бугристая кожа, звериный оскал, на ее теле множество следов от удара молнии и шрам на копчике неясного происхождения. Приемный отец говорит, что шрам появился после неудачного падения на острый предмет, но финн Вуре, новый знакомый Тины (финский актер с русскими корнями Ээро Милонофф), говорит, что все это вранье, а внешний вид Тины не вызван наличием дефектных хромосом, как она привыкла думать. И ему можно верить, ведь они с Тиной похожи, как две капли воды.
Кто такие Тина и Вуре? Почему они так странно выглядят? Зрители, знакомые со скандинавской мифологией, смогут ответить на эти вопросы и без помощи героев. Можно неверно подумать, что раскрытие нечеловеческой природы Тины и Вуре – и есть главный сюрприз, узнав который смотреть фильм «На границе миров» будет уже не так интересно. Поверьте, это самая простая загадка, которую спрятали в сюжете Али Аббаси и Изабелла Эклеф, адаптировав для экрана одноименный рассказ «шведского Стивена Кинга» – Юна Айвиде Линдквиста.
Линдквист получил широкую известность благодаря дважды экранизированному роману «Впусти меня» – пронзительной и грустной истории о подростковой жестокости и дружбе с вампиром. Шведская версия «Впусти меня», сделанная Томасом Альфредсоном, выходила одновременно со знаменитой вампирской сагой «Сумерки» и была полной ее противоположностью. Вместо слащавой lovestory Альфредсон предлагал холодный скандинавский триллер, в котором жизненной правды было гораздо больше, чем в «Сумерках».
Несмотря на то, что никаких вампиров в новой экранизации Линдквиста нет, а есть совершенно иные фантастические существа, «Сумерки» все-таки здесь появляются, но не в качестве отсылки, а в виде пародии или насмешки над стремлением Голливуда эротизировать монстров. Дело в том, что между Тиной и Вуре, которые весьма далеки от привычных стандартов красоты, проскакивает искра. Их поначалу осторожные, несмелые и даже трогательные взаимоотношения перерастают в настоящую страсть. Но наблюдать за этой страстью – удовольствие не из приятных. Их игрища не предназначены для глаз девочек-подростков, скорее уж для любителей боди-хоррора. Вот действительно рейтинг «18+» присвоен картине не зря. Но, несмотря на эти специфические сцены, мы не смотрим на героев как на фриков или цирковых уродцев. Благодаря виртуозной игре Меландер и Милоноффа, которая пробивается даже сквозь сложный грим, к их персонажам до определенного момента легче проникнуться симпатией, нежели к обычным людям, живущим в квартирах с типовой мебелью из IKEA.
Али Аббаси не боится шокировать зрителей, но все-таки остается в рамках приличий. Например, он в подробностях показывает особенности физиологии Тины и Вуре, но скрывает зверства, которые творит банда педофилов, появляющаяся в начале фильма. Он не пересекает границы допустимого, в отличие от героев. Аббаси – иранец, живущий и работающий в Швеции – мастерски использует элемент фантастического допущения, чтобы поговорить о явно личной теме: проблеме культурной ассимиляции. Он так умело смешивает разные жанры, вплетает одну сюжетную линию в другую, сочетает актуальную повестку дня со скандинавским фольклором, что хочется поставить созданную им ленту в один ряд с «Прочь» Джордана Пила и «Районом № 9» Нила Бломкампа.
Аббаси не предлагает универсального ответа на вопрос, как всем жить в мире и согласии, а показывает, как сложно и одиноко жить в обществе, где ты всегда был и будешь другим. Ты можешь отрезать себе рудиментарный хвост, научиться есть макароны вместо жуков, найти работу, помогать людям, но тебе все равно будет хотеться пробежаться босиком по холодному мху и искупаться в горной речке, а не сидеть дома и смотреть телевизор. Как бы ни были толерантны и вежливы окружающие тебя люди, для них ты – чужой. Однако знание своих корней и истинной сущности все-таки немного примеряет тебя с пожизненной ссылкой на границу миров.