Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Дубликат»: Два в одном

Занимательный инди-триллер о двойничестве, в котором звезда комедийного боевика «Малыш на драйве» Энсел Эльгорт раскрывается как драматический актер.
11 ноября 2018 0
Кадр из фильма ​«Дубликат»
Кадр из фильма ​«Дубликат»

8 ноября в российский прокат вышел драматический триллер «Дубликат», в котором режиссер-дебютант Билл Оливер обращается к излюбленной кинематографистами теме «двойничества», рассказывая историю братьев, вынужденных делить одно тело на двоих. Хотя сюжету фильма явно недостает прыти, наблюдать за его развитием увлекательно, в чем немаловажная заслуга исполнителя главной роли Энсела Эльгорта, выдавшего, пожалуй, самый мощный перформанс в своей карьере на данный момент.

Несмотря на внешнее сходство, братья Джонатан и Джон (обоих сыграл Энсел Эльгорт) – два совершенно разных человека. Если Джонатан – ответственный и исполнительный, то Джон – гуляка и раздолбай. Однако они не могут жить друг без друга – в прямом смысле. Из-за уникального неврологического синдрома братья вынуждены делить одно тело на двоих. Чтобы никто из окружающих не заподозрил неладное, Джонатан и Джон должны соблюдать определенные правила. И все бы ничего, но однажды Джон нарушает главное из них – не заводить серьезных отношений с девушками – и ставит под угрозу их с Джонатаном жизнь в одном теле.

Кадр из фильма «Дубликат»

Кадр из фильма «Дубликат»

Хотя на первый взгляд может показаться, что «Дубликат» (оригинальное название фильма «Jonathan», то есть «Джонатан», по имени главного героя) является, скорее, фантастическим кино, нежели драмой о двух братьях, ставших заложниками собственного тела, по мере развития сюжета становится понятно, что дебютант Билл Оливер снял ленту о трудностях принятия себя. Нет, конечно, без личностной драмы и легкого налета научной фантастики в фильме тоже не обошлось, но это все служит лишь катализатором для главной мысли картины, которую режиссер хотел донести до зрителя, и заключающуюся в следующем: «Хватит бояться быть самим собой». Другой вопрос, каким образом постановщик пытается достичь того, чтобы идея была понята и услышана смотрящим. Потому что в случае с фильмом Оливера с его максимально аутентичной картинкой и монотонным повествованием все далеко не так просто.

Кадр из фильма «Дубликат»

Кадр из фильма «Дубликат»

Довольно любопытной кажется идея рассказать о том, как иногда трудно бывает признаться самому себе, что на самом деле ты не тот, кем пытаешься казаться, переключая внимание зрителя на тему «двойничества» и сосредотачиваясь на противостоянии Джонатана и Джона, олицетворяющих собой «день» и «ночь» (Джонатан живет с 7 утра до 7 вечера, а Джон – с 7 вечера до 7 утра). Другими словами, Оливер пытается нас всячески запутать, сделать так, чтобы мы наблюдали за идейным столкновением братьев, конфликтом взглядов и интересов, а не проблемой личности, которая волнует его гораздо больше. Спрашивается, зачем ему это нужно? Вероятно, чтобы зритель немного поломал голову и попытался ответить на вопрос: а действительно ли Джонатан и Джон – это две разные личности, а не одна? Это же не «Сплит» (2016), в конце концов! Не каждый зритель будет готов к тому, чтобы «читать между строк» – тем более, что режиссер очень ловко уводит внимание зрителя в сторону. Однако если ухватить эту идею, лента открывается с несколько другой стороны, и смотреть ее становится интереснее.

Кадр из фильма «Дубликат»

Кадр из фильма «Дубликат»

Визуальная индифферентность «Дубликата», выражающаяся в постоянстве цветовой гаммы (в фильме превалируют холодные серые тона) и практически не меняющихся локациях, лишь подчеркивает, что режиссер хочет, чтобы зритель задумался именно над тем, как тяжело жить в страхе перед самим собой, рискуя стать частью интерьера. Однообразие и бедность картинки (ну, это же независимое кино) ничуть не портит впечатление о ленте, а даже наоборот: благодаря грамотно выстроенной композиции кадра и его безукоризненной геометрической педантичности наблюдать за ней приятно на протяжении всего фильма.

Кадр из фильма «Дубликат»

Кадр из фильма «Дубликат»

Несмотря на то, что романтическая линия фильма так и остается плавать где-то на поверхности (увы, Оливер даже не посчитал нужным вернуться к ней в финале, чтобы закрыть ее), она послужила отправной точкой для дальнейшего развития внутриличностного конфликта главного героя. С драматургической точки зрения было бы правильнее не спешить выбрасывать мелодраматическую часть за борт, чтобы не только расставить все точки над «i» ближе к финалу картины, но и попытаться развить ее по ходу истории.

Кадр из фильма «Дубликат»

Кадр из фильма «Дубликат»

Как и скромный визуальный ряд картины, способна сыграть со зрителем злую шутку общая заторможенность сюжета. У «Дубликата» очень медленный темп повествования, ему определенно недостает динамики. Это делает первую половину фильма (справедливости ради, важных для сюжета событий здесь немного) трудной для восприятия – в отличие от второй, насыщенной и интригующей, которая с лихвой вознаградит терпение зрителей. В то же время именно неспешность нарратива дает ленте возможность проявить себя как психологический триллер, способствуя постепенному нарастанию напряжения и созданию саспенса.

Кадр из фильма «Дубликат»

Кадр из фильма «Дубликат»

Наверное, мало кто мог подумать, что звезда молодежной экшн-серии фильмов «Дивергент» и комедийного боевика «Малыш на драйве» (2017) Энсел Эльгорт может быть хорошим драматическим актером. А всего-то надо было дать ему роль посерьезнее. Нет, никто не говорит о том, что его игра в «Дубликате» заслуживает «Оскара» или других наград, однако сам факт того, что Эльгорт справился со столь сложным образом, требующим максимальной эмоциональной отдачи, радует. Во многом благодаря его убедительной актерской работе фильм, при всех его минусах, получился таким глубоким.

Кадр из фильма «Дубликат»

Кадр из фильма «Дубликат»

В конечном итоге «Дубликат» – интересное и, что важно, самобытное кино. Сюжет, на первый взгляд, может показаться слишком заковыристым, однако если погрузиться в него с головой, то вы сможете прочувствовать историю на таком же глубоком уровне, на каком Энсел Эльгорт проникся своим персонажем. Биллу Оливеру пока определенно не хватает постановочного опыта, но он сделал все, чтобы его дебютная работа заинтересовала зрителя необычным подходом к теме «двойничества», наполнив ленту двойным смыслом и эмоциональным напряжением. Примерно то же самое в свое время сделал Дени Вильнёв в триллере «Враг» (2013), который до сих пор остается одной из самых головоломных картин современного кинематографа. При этом, надо заметить, для Вильнёва это был далеко не дебют, что лишь подчеркивает успешность работы, проделанной Оливером.

Комментарии (1)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Ох, это должно быть что то..

16 Ноября 2018, 3:08


В центре внимания

Поделитесь с друзьями