Документальный фильм Мата Уайткросса о популярнейшей группе нашего времени больше напоминает историю верных друзей, чем традиционный рассказ о восхождении рок-звезд. Этим он и очаровывает с первого же кадра.
«A Head Full Of Dreams» выходит на экраны сразу после успеха двух художественных фильмов о музыкантах – нашумевшей мелодрамы «Звезда родилась» и еще более громкого байопика «Богемская рапсодия». Конечно, жанры у картин совсем разные, и различий между ними больше, чем сходства. Тем не менее, документалка о Coldplay попала в тренд и вызовет повышенный интерес не только у поклонников группы.
Coldplay начинали свой путь еще в 1990-х: если сейчас у каждого человека в кармане имеется камера, то в те времена это было редкостью. Режиссером картины стал Мат Уайткросс, которому посчастливилось наблюдать творческий путь группы с самого ее начала – когда ее участники были студентами и жили в общежитии Лондонского университета. Уайткросс признается, что давно мечтал стать режиссером и поэтому стал снимать все подряд, позаимствовав камеру у отца.
В фильме много съемок 20-летней давности с еще совсем юными музыкантами. Кстати, это не первая документальная лента Уайткросса о популярной рок-группе – двумя годами ранее в прокат вышел фильм «Supersonic», посвященный Oasis. Он собрал хорошую критику и выиграл несколько наград. Но с Coldplay Мата Уайткросса связывают особенные и более тесные отношения. Это не просто известные музыканты, с которыми он работает, а люди, с которыми он близко общается много лет. Поэтому «A Head Full Of Dreams» больше напоминает рассказ о друзьях, добившихся успеха, чем стандартную историю о пути к вершинам. Уайткросс снимал для Coldplay не только хронику, но и клипы – среди них «Adventure Of A Lifetime», «Paradise», «Violet Hill» и «A Sky Full Of Stars».
Coldplay не соответствуют привычному имиджу рок-звезд. Они не устраивают скандалов, не сидят на наркотиках, не бегают по вечеринкам и даже одеваются вполне себе стандартно. Они больше похожи на соседей или коллег по работе, чем на знаменитостей. За это недоброжелатели прилепили к ним ярлык «скучной группы». Из-за этого некоторые могут счесть, что фильм (да еще и документальный) о чуть ли не самой безобидной из популярных групп должен был получиться нудным. Но это совершенно не так – картина захватывает с первой секунды! Участники Coldplay – позитивные, добрые, веселые, душевные, по-настоящему увлеченные своим делом люди, верящие в лучшее и не лишенные чувства юмора.
Есть рок-звезды, которых хочется боготворить, а есть такие, с которыми хочется дружить. Coldplay относятся ко второму типу (и этот тип больше соответствует современной эпохе). Они достойно переживают неудачи и искренне радуются каждому успеху – будь то аншлаг в небольшом клубе, подписание контракта со звукозаписывающей компанией («Мы всегда хотели работать с Parlophone, ведь они выпускали The Beatles»), попадание в список перспективных артистов в журнале NME («Мы всегда мечтали попасть в NME»), первый американский тур или работа с легендарным Брайаном Ино. Любительские съемки из колледжа 1990-х чередуются с профессиональными записями концертных выступлений перед десятками тысяч человек в 2010-х. При этом удивительно, насколько участники группы не изменились – да, они стали взрослее, опытнее, известнее, богаче, но пафос и «звездная болезнь» обошли их стороной.
Несмотря на скромность, амбициозности у них всегда тоже хватало. В 1998 году 21-летний Крис Мартин говорит: «Мы станем звездами через четыре года». Опрометчиво звучит, не так ли? Певец действительно ошибся, но в другую сторону. Они стали звездами через два года. В 2002-м Coldplay уже выступали на крупнейшем британском фестивале Glastonbury в качестве хедлайнеров. Масштабы востребованности Coldplay и народной любви к ним впечатляют: они выступают в Европе, Америке и Азии на огромных площадках, где тысячи людей подпевают их песням. На экране появляются Бейонсе, Гвинет Пэлтроу и Ноэл Галлахер. Тем не менее акцент сделан не на успешности и известности Coldplay (это, скорее, воспринимается как данность), а на том, что стоит за этим: любовь к музыке, кропотливая работа, вера в себя, оптимизм, поддержка друг друга. Важность дружбы и человеческих отношений – едва ли не главная тема фильма. Во многих поп- и рок-коллективах состав меняется чуть ли не ежегодно, в Coldplay он остался тем же, что и 20 лет назад. Когда музыканты приглашают в студию людей «со стороны», то сразу дают гостям понять, насколько они важны и что они воспринимают их часть группы, даже если это маленькие дети.
Создателям «A Head Full Of Dreams» удалось вместить в двухчасовой хронометраж максимальное количество материала, рассказать много важных и просто любопытных подробностей из истории группы, одновременно сохранив легкость подачи и не перегрузив зрителя лишней информацией. Зрители узнают, откуда взялось название Coldplay, какую песню музыканты записали с одного дубля, как они познакомились с Брайаном Ино и как отношения Криса Мартина с Гвинет Пэлтроу отразились на музыке коллектива. Видно, что Мат Уайткросс крайне ответственно и грамотно отбирал материал, а сделать это было не так уж просто – за два десятка лет кадров накопилось очень много. Также можно отметить стройное и последовательное повествование. 1990-е плавно перетекают в 2000-е, а 2000-е - в 2010-е, то же можно сказать про этапы творческого пути Coldplay. Нет ощущения, что что-то забыли или пропустили, нет резких переходов от одного к другому. В то же время в «поверхностности» фильм тоже никак не получится упрекнуть – у Мата Уайткросса получилось достичь идеального баланса.
В «A Head Full Of Dreams» очень много позитива. Несмотря на то, что Coldplay достигли, кажется, всего возможного – признания, славы, популярности, они воспринимают это как старт нового пути, начало новой эры. Кажется, что их интерес к жизни и творчеству с годами только возрастает. Фильм стоит посмотреть не только поклонникам группы и тем, кто интересуется современной музыкой, но вообще всем. Он по-настоящему вдохновляет и заражает оптимизмом – не исключено, что после его просмотра многие люди пересмотрят свои взгляды на мир и захотят изменить свою жизнь.