Написал сообщение в тусовке кино
0 14 Декабря 2016 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
1 24 Ноября 2016 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 21 Ноября 2016 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Владимир Тендряков: Писатель, идущий своим путём

21 декабря 2015 0

По меткому выражению писателя Дмитрия Быкова, Владимир Федорович Тендряков – самый востребованный писатель второй половины 50-х годов. Не самый любимый и не самый известный – сегодня практически забытый вместе с героями первой оттепели. Между тем, его друг и писатель Камил Икрамов справедливо написал: «Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут».

Проза Владимира Тендрякова – суровая и нервная, вышедшая из под пера неумолимого критика морали советского общества, искателя нравственной истины, неутомимого исследователя человеческой природы. Тендряков начинал в русле социалистического реализма, однако очень быстро эти рамки стали ему тесны. Нельзя его причислить и к так называемым «деревенщикам», хотя он и писал много о проблемах села, откуда был родом.

Владимир Тендряков родился в 1923 году в деревне Макаровская Вологодской области, а позже обосновался с семьей в поселке Подосиновец в Кировской области. Там он и закончил школу. Интересно, что в аттестате по литературе у него стояла тройка. Вообще-то мальчик собирался стать художником: «Володя уходил на берег чистой лесной Пушмы и рисовал пейзажи дешевыми акварельными красками. Часами мог мечтательно смотреть вдаль, о чем-то думать или вырисовывать на бумаге могучие корни вывороченного половодьем пня» (по воспоминаниям Анатолия Ушакова). К писательству его подтолкнул молодой преподаватель русского и литературы Аркадий Александрович Филев, который хоть и поставил тройку, но талант разглядел.

21 июня 1941 года Владимир Тендряков вместе с остальными одноклассниками отпраздновал окончание школы. А в 4 часа утра 22 июня первые немецкие бомбы обрушились на Советский Союз… Тендряков и его одноклассники ушли на фронт. Из тех мальчишек 1923-1924 года рождения выжило, по разным оценкам, лишь 3-5%. К этому же поколению принадлежат и другие известные писатели и поэты: Ю. В. Бондарев, Б. Ш. Окуджава, В. П. Астафьев, Ю. В. Друнина, Б. Л. Васильев, В. А. Солоухин, В. В. Быков, А. Г. Алексин, Л. Г. Зорин и Н. К. Старшинов.

На войне Тендряков был радистом, участвовал в боях под Сталинградом. Для него война была тяжелым каждодневным трудом бок о бок со смертью: «…За все время на фронте я ни разу не был в рукопашной, всего раз или два по случаю выстрелил в сторону противника, наверняка никого не убил, зато вырыл множество землянок и окопов, таскал пудовые катушки и еще более тяжелые упаковки питания радиостанции, прополз на животе несчитанные сотни километров под взрывами мин и снарядов, под пулеметным и автоматным огнем, изнывал от жары, коченел от холода, промокал до костей под осенними дождями, страдал от жажды и голода, не смыкал глаз по неделе...».

Война никогда не становилась главной темой книг Тендрякова. Он и свои фронтовые воспоминания записал только после долгих уговоров друзей. Почему? Как отвечал сам писатель, на войне человек находится совершенно в других условиях и решает другие психологические задачи, чем в мирной жизни. Для него как писателя интерес представлял именно человек в «обыденных и длительно существующих обстоятельствах».

После тяжелого ранения в руку под Харьковом в 1943 году Тендряков демобилизовался и вернулся в любимый Подосиновец преподавать военное дело. И написал свою первую повесть, которая, по мнению Николая Атарова, была очень далека от совершенства – «Никакой школы. Полное отсутствие технических навыков. Ужасный язык». Но в тоже время: «редкая наблюдательность, неподдельная искренность, живая душа».

Владимир Тендряков в действительности не был готовым писателем – он шел к своему мастерству долгие годы, через упорный труд, был очень требователен к себе, нередко переписывал тексты по многу раз. В этом смысле он был человеком полностью сделавшим себя самостоятельно.

Как же проходило литературное созревание Тендрякова? Литинститут, семинар Константина Паустовского, где на своем курсе Тендряков стал одним из лучших – он и писал больше всех, и публиковаться начал раньше остальных. Затем работа внештатным корреспондентом журнала «Огонек». И, наконец, публикации в журнале «Новый мир» и сборнике «Литературная Москва».

В конце 50-х – начале 60-х написаны по-настоящему большие произведения Тендрякова. Среди них – «Тройка, семерка, туз» (1960) и «Свидание с Нефертити» (1964). В последнем произведении Тендряков ставит вопрос о значении в жизни искусства и предназначении художника. Судьба главного героя – молодого художника Федора Матёрина – отчасти повторяет судьбу самого писателя. Выпускной вечер в канун войны, Сталинград, ранение под Харьковом и т.д. В романе Тендряков столкнул лбами героев, выражающих различные взгляды на искусство и положение художника в обществе. Как передать свои настоящие ощущения людям через картину? Совместим ли талант с моральной нечистоплотностью? Об этом «Свидание с Нефертити».

С 60-х же годов у Владимира Тендрякова начинаются проблемы с советской цензурой. В его произведениях видят «очернение советской действительности» и частенько подвергают конъектурной критике. Как считает Дмитрий Быков, с этого момента писатель «перестал совпадать с эпохой». В 1966 году вместе с другими 25 деятелями науки, литературы и искусства Тендряков подписал открытое письмо против реабилитации Иосифа Сталина. Он был одним из тех, кто выступил с письмом в защиту Александра Твардовского. И в том же году вместе с ним добился вызволения учёного Жореса Медведева из психиатрической больницы, куда тот был насильственно помещен.

Из-за проблем с цензурой многие произведения Тендряков с 60-х годов пишет «в стол» и публикуются они уже только во времена перестройки. Именно тогда были напечатанные самые сокровенные произведения писателя. Среди них – пронзительный рассказ «Хлеб для собаки». Десятилетний мальчик становится свидетелем мучительной смерти раскулаченных крестьян, следующих через его маленький поселок к месту ссылки в Сибирь. Не доезжают, понятное дело, – погибают от голода в местном березовом сквере, который все взрослое население обходит стороной. Страшное впечатление от рассказа не вытравить ничем, но это и не нужно. Эти страницы истории следует помнить.

Как писал Камил Икрамов: «Читать Тендрякова трудно, потому что не дает он своим героям права на удаление от нравственной нормы, не объясняет, где и почем купить индульгенцию».

Другой рассказ, опубликованный лишь в 1988 году, после смерти писателя – «Охота». В рассказе – эхо воспоминаний Тендрякова об аресте однокурсника, поэта Наума Коржавина в декабре 1947 года. Ночью в студенческое общежитие пришли люди с Лубянки и обратились к нему: «Собирайся!». Тендряков был одним из тех, кто провожал Коржавина, однако, когда тот шагнул к нему попрощаться – отшатнулся. В те годы Тендряков, вчерашний солдат, еще искренне верил, что если пришли арестовывать товарища, то значит, есть за что. Коржавин был «повинен» в стихотворении о бегстве московского населения 16 октября 1941 при приближении немецких войск. Расставанию со слепой верой в авторитеты посвящено еще и позднее мемуарное эссе Тендрякова «На блаженном острове коммунизма» (1987).

В середине-конце 70-х годов Тендряков опубликовал так называемый школьный цикл рассказов – «Весенние перевертыши», «Расплата», «Ночь после выпуска», которые принесли ему заслуженную славу. В «Расплате» рассматривается трагический случай – мальчик застрелил из охотничьего ружья своего сильно пьющего отца, избивавшего мать. Свою вину ощущает школьный учитель, учивший детей сопротивляться злу, но не объяснивший им ценность человеческой жизни. Виноватых на деле оказывается много, и ответственность от этого не дробится, а только возрастает.

Неудивительно, что в своих нравственных поисках Владимир Фёдорович как писатель не мог пройти мимо темы христианства, веры и безверия. Этому посвящены его повести «Чудотворная», «Чрезвычайное», «Апостольская командировка», «Затмение». А также последний роман, «Покушение на миражи», первоначально названный «Евангелие от компьютера». Главный герой книги, физик-теоретик Гребин, берется за смелый эксперимент – при помощи ЭВМ он моделирует человеческую историю с самого начала, изъяв из нее фигуру Иисуса Христа. В конечном итоге он с удивлением обнаруживает, что Мессия возникает вновь – так он нужен людям.

Произведения Тендрякова хорошо подходили для сцены – спектакли в театрах «Современник», в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова шли с большим успехом. Экранизировать его повести и романы начали еще в 50-х годах. Самые известные фильмы – «Житейское дело» (1976), «Весенние перевертыши» (1974), «Суд» (1963) и «49 дней» (1962).

Владимир Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта – вернулся после традиционной утренней пробежки, встал под холодный душ и упал. Отдыхать и расслабляться Тендряков не умел никогда.

Говоря об актуальности произведений писателя сегодня, хочется процитировать самого Тендрякова: «Понимаете, искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. И поэтому рецепта - как быть нравственным - я вам сказать не могу. Я сам его ищу. И о своих поисках пытаюсь рассказывать другим».

Владимир Тендряков, безусловно, был и остается большим писателем России. Его творчество продолжает традицию духовных исканий, отличающую лучшие произведения русской классической литературы во все периоды ее истории. Книги Тендрякова переведены на многие языки мира. А в декабре 2015 года на большие экраны вышел новый совершенно фильм по произведению Владимира Фёдоровича, «Находка» - лишнее доказательство того, что творчество писателя продолжает оставаться актуальным.

В заключение – несколько цитат о Владимире Тендрякове и его творчестве.

Дмитрий Быков: «Тендряков всей сутью своего мрачного, неровного, нервного творчества направлен против единомыслия и самодовольства; его тексты отрицают любую успокоенность. ...В беспокойстве, неудовлетворенности, в ищущем уме Тендрякова больше правды и смысла, чем во всех сегодняшних псевдохристианских проповедях официальных церковников; Тендряков со всей честностью, с бесконечной болью рассказал о том, почему в пятидесятые у советской власти в предпоследний раз не получилось вернуться на человеческий путь (до последней попытки он не дожил)».

А. И. Павловский: «Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности».

Юрий Нагибин: «Он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Вениамин Смехов: «...И профессиональная замкнутость кабинетного одиночки. И хмурая отчужденность, антипатия к публичности, к эстрадной показухе. И горы читаемой литературы. И неумение "вырасти" в общественного деятеля – покровителя себе подобных. И горячее любопытство к событиям планеты. И поиски ответов на сегодняшние проклятые вопросы – во вчерашней истории».

Н. Г. Асмолова-Тендрякова: «Говорили, что он играет не по правилам. Я убеждена, что он этих правил просто не знал. Он жил, как он жил».

Сегодня Издательский дом «СОЮЗ» представляет вашему вниманию аудиособрание сочинений Владимира Тендрякова, в которое вошли лучшие произведения писателя. Они представлены в исполнении известных актеров театра и кино Вениамина Смехова (лично знавшего писателя и оставившего о нем очерк воспоминаний), Александра Клюквина, Максима Суханова и Сергея Гармаша. Все актеры являются давними поклонниками творчества писателя – каждый из них самостоятельно выбрал любимые произведения к записи для этого издания. Надеемся, что оно порадует даже самых взыскательных слушателей и станет еще одним шагом на пути переоценки современным читателем советской литературы – этого грандиозного культурного пласта, интересного, многогранного и незаслуженно подзабытого в наши дни.

Приятного прослушивания!

Анна Скалчинская, www.soyuz.ru

При подготовке статьи использовались следующие источники:

Быков Д. Владимир Тендряков, Журнал «Дилетант», №2, февраль 2015 года.

Зленько Г.Я. Проблематика и поэтика прозы Владимира Тендрякова: монография. – Алматы, 2005. – 288 с.

Икрамов К. Тендряков Владимир Федорович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pahra.ru/chosen-people/tendriakov/index.htm, свободный.

Огрызко В. Затмения и прозрения: [о творчестве В. Тендрякова] // Литературная Россия. - 2006. - № 27.

Побегайло Е. Тендряков Владимир Федорович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1434, свободный.

Смехов В. Театр моей памяти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pahra.ru/chosen-people/tendriakov/smehov.htm, свободный.

Тендряков В. Автобиография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pahra.ru/chosen-people/tendriakov/documenty.htm, свободный.

Аудиокниг Владимира Тендрякова, выпущенные Издательским Домом «СОЮЗ»
Релиз: 25 декабря 2015 0
Релиз: 25 декабря 2015 0
Релиз: 25 декабря 2015 0
Релиз: 25 декабря 2015 0
Релиз: 25 декабря 2015 0
Релиз: 18 августа 2015 0
Релиз: 18 августа 2015 0
Релиз: 18 августа 2015 0
Релиз: 17 ноября 2015 0
Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями
0
10
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку
новая русская литература
В. Тендряков
2015