Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Щелкунчик и четыре королевства»: Киносказка не на все времена

Снятый по студийному рецепту «Щелкунчик» Disney умудрился обойтись без волшебства, романтики и даже без самого Щелкунчика как такового.
7 декабря 2018 0
Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»
Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Типичная студийная сказка о гражданской войне с прекрасными визуальными эффектами, Кирой Найтли, усердно подражающей Хелене Бонем Картер, и черным Щелкунчиком, который и не Щелкунчик вовсе.

«Щелкунчик и четыре королевства» сделан режиссерами Лассе Халльстремом и Джо Джонстоном, но нет ощущения, что фильм снимали разные люди. Беда здесь в другом. Сказка азбучная и скучноватая. Спасают картину только визуальные эффекты, да и то не всегда.

Вот-вот исполнится 10 лет виртуозному семейному мультфильму Роберта Земекиса «Рождественская история» – это киноприключение об одиночестве, жадности и торжестве доброты. Новая картина студии Disney тоже про лондонское Рождество и волшебное путешествие. Девочка по имени Клара (Маккензи Фой, сыгравшая в «Интерстелларе») скорбит вместе со своей семьей. Умерла мать. Вместе с отцом, братом и сестрой Клара отправляется на роскошный бал в особняк своего крестного отца, где она должна общаться с гостями и танцевать, хотя ей больше нравится возиться с механизмами и шестеренками в мастерской родственника (Морган Фримен, похожий на африканского пирата). Там она не пойми как (чудо, не иначе) оказывается в заснеженном лесу, где охотится на мышонка, укравшего золотой ключик от шкатулки, которую ей подарила матушка. Так начинается приключение «не такой, как все», «избранной», «дивергента-инсургента-аллигента», которое закончится конфетно-марципановым хэппи-эндом.

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Повествование прямое, внятное, по-детски наивное. Девочка встречает солдатика, который провожает ее в королевство, похожее на храм Спаса на Крови и собор Василия Блаженного, но величественнее и пышнее. Царство это внешне подлинно царско-русское, даже солдатики в гусарской одежке. Здесь ребенка приветствуют главы трех королевств: Страны Снегов, Страны Цветов и Страны Сладостей. И выясняется, что существует четвертое королевство, которым заправляет Матушка Джинджер, объявившая войну всем на свете. Зачем – до сих пор не пойму. Замах имперский, похожий на план Доктора Зло, иначе не объяснить. Даже шрамы на лице имеются, только мизинчика у рта не хватает и зловещего хохота. Живет эта тетка в темном лесу, покрытом плотным туманом, среди скрученных деревьев и бесноватых клоунов, которые раскладываются, как матрешки. Место жутковатое, но только не для Клары – девочка храбрая, дитя науки. Храбрее Щелкунчика, которого Щелкунчиком не назовешь – самый обычный гусар, но здесь он черный, не зубастый, да еще и покрыт блеском. Щелкунчик даже не боец, не д'Артаньян, и уж точно не принц – «подкрашенный весь, подпудренный, как баба». Когда приходит пора прощаться с четырьмя королевствами, Клара этого одинокого и трусоватого паренька не чмокнет даже в щечку. Зато узы с отцом крепче, чем с улыбчивым кавалером. Кажется, творцы Disney совсем уже поехали со своим феминизмом, лишая детскую сказку романтики, когда реальный мир потерял смысл. Сказка про родителей и детей, веру и чудо, и первую любовь... Хотя нет, без любви.

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

«Щелкунчик», история которого живет более 200 лет, придуманная Гофманом и переработанная Дюма, в версии Disney похож на школьную постановку. В подаче, разумеется. А сюжет повторяет рассказ «Хроник Нарнии», где ребенок случайно попадает в заснеженный лес и должен вернуть мир в сказочное королевство и предотвратить отмену Рождества. Правда, в «Щелкунчике» нет ни пророчества, ни даже, как оказалось, волшебства – все решает наука. Девочка – инженер, бьющийся за правое дело и готовый управлять королевствами. Сама история плоская. Видно, что сказка не пытается приблизиться к религиозной притче о грехе и спасении. Нет здесь и льва в образе Христа. И злодей вовсе не Мышиный король, который вроде бы есть, но не то, что вы представляли – не король, а нечто, похожее на трансформер.

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Важнейшее достоинство фильма – балет, который рассказывает историю волшебного мира прямо перед глазами принцессы Клары, переживающей фантазию матери. Самая популярная рождественская феерия в мире существует во множестве ипостасей. Главная из них, разумеется, балетная, потому-то авторы и вспомнили, что публика знает и любит балет под классическую музыку Чайковского, которая никогда не теряет ощущения волшебства. Богатые декорации, похожие на книжку-раскладушку, и танцоры (среди них прима Мисти Коупленд) изящно кружатся в чудных костюмах. Именно эта сцена поистине великолепна. Однако сам фильм – сплошное декоративное зрелище. Да, мир оживших игрушек кажется настоящим, но ни быта, ни глубины в нем нет. Все тут схематично и поверхностно. Сюжетно картина бедновата, без изысков, да и эпичностью зрителя не балуют. Приключенческая и слегка мистическая сказка сделана по студийному рецепту – много сладкого, «кондитерского», карнавального и сентиментального.

И вроде бы ничего криминального, но и ничего новаторского тут тоже нет. Для публики, которая знакома с произведениями Тима Бертона или приключениями Гарри Поттера, или «Хрониками Нарнии», где дети во время Второй мировой войны ведут свою сказочную войну, или той же «Рождественской историей», где тень человека становится больше самого человека, «Щелкунчик и четыре королевства» кажется передаренным подарком. Ярким и добрым, но ужасно простеньким. Сделано под предлогом «для малышни».

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

Конечно, «Щелкунчик» внятнее и крепче абстрактного и бессмысленного «Излома времени», еще одной фантазии студии Disney. Здесь хотя бы сюжет о победе добра над злом поддается объяснению. А рядом с «Щелкунчиком» Андрея Кончаловского, с его марширующими нацистами и чудовищными эффектами, новый фильм – вообще шедевр. И все равно это слабое утешение, потому что могло быть круче, но не получилось. Во всяком случае, точно не на все времена.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями