24 января в российский прокат входит «Море соблазна» Стивена Найта с оскароносными актерами Мэттью МакКонахи и Энн Хэтэуэй в главных ролях. Изначально это был многообещающий проект, который, однако, пострадал от того, что не все авторские задумки нашли адекватное художественное решение.
Главный герой «Моря соблазна» Бейкер Дилл (Мэттью МакКонахи) давно перебрался подальше от своей прежней жизни – на небольшой остров Плимут (выдуманное место, съемки проходили на острове Маврикий). Дилл с горем пополам ведет свой бизнес (возит праздных богачей на рыбалку) и гоняется за рыбой своей мечты – гигантским тунцом, которого он зовет не иначе как Правосудие (хотя мог бы назвать его и Моби Дик – мы бы все поняли). Но как бы хорошо Бейкер Дилл не прятался от своего прошлого, оно – а точнее – она, бывшая жена Карен (Энн Хэтэуэй), – все-таки его находит и требует от него как раз правосудия (нет, не того, что плавает в море). Много лет назад Карен сбежала от Дилла к более успешному мужчине (Джейсон Кларк), который оказался настоящим садистом и теперь издевается не только над ней, но и над их общим с Диллом сыном-подростком. Бейкер хоть и не видел сына, кажется, лет десять, но постоянно возвращается мыслями к тому, как они вместе весело проводили время (за рыбалкой, конечно) и до сих пор пьет (в основном ром) из кружки с надписью «Лучший папа на свете». Карен не приходится долго уговаривать Дилла: рыбак готов пойти даже на преступление, чтобы избавить сына от отчима-садиста.
На этом месте стоит остановиться, так как есть риск разглядеть спойлеры. Если иные остросюжетные фильмы спойлерами не испортишь, то «Море соблазна» ими еще как можно испортить. Даже упоминание картин-референсов окажет дурную услугу, так как поможет догадаться, что же произошло на острове Плимут с Бейкером Диллом, его женой и ее мужем-садистом. Обычно сюжетный твист «все оказалось не тем, чем казалось» добавляет фильму глубины и рождает непреодолимое желание сразу же пересмотреть его, чтобы увидеть все разбросанные авторами намеки на неожиданный финал.Здесь же твист, который начинает вырисовываться минут за 40 до конца, не обогащает, а упрощает замысел «Моря соблазна». Он делает все происходящее неприятно плоским и двумерным.
Стоит сказать, что 60-летний британец Стивен Найт в киноиндустрии известен больше как сценарист, а не как режиссер. Он написал сценарии к «Пороку на экспорт» (2007), «Грязным прелестям» (2002), а также к сериалам «Острые козырьки» и «Табу». На его счету есть и две режиссерские работы: криминальный боевик «Эффект колибри» (2013) с Джейсоном Стэйтемом и камерная психологическая драма «Лок» (2013) с Томом Харди. «Море соблазна» Найт тоже поставил по собственному сценарию, что должно было бы пойти фильму на пользу. Вот только надо учитывать тот факт, что в последнее время многие проекты, где Найт был сценаристом, мягко говоря, разочаровывали. Например, он был одним из тех, кто ответственен за то, что «Девушка, которая застряла в паутине» получилась такой, какой получилась. Как не хочется это признавать, но именно сценарий – самое слабое место его нового фильма «Море соблазна».
А ведь у картины были все предпосылки, чтобы стать любопытным психологическим триллером с налетом старого доброго нуара: маленький город, где все обо всех все знают, харизматичный главный герой, роковая женщина с сомнительными мотивами и кровавое преступление, которое вроде бы совершилось, а вроде бы и нет. Но все эти элементы губит стремительно врывающаяся в сюжет научно-фантастическая (или мистическая?) линия, которая запускает бомбу замедленного действия в историю, которая была вполне интересна и самодостаточна без этого искусственного утяжелителя. Создается ощущение, что изначальная идея так и осталась на уровне high-concept и не смогла вырасти в полноценную основу для сценария. Прекрасный актерский состав изо всех сил старается не дать картине окончательно потонуть под тяжестью авторской задумки, но, увы, судно «Безмятежность» («Serenity» – оригинальное название ленты) идет ко дну.
Желая сесть на два стула сразу, Стивен Найт промахнулся мимо обоих. У него получился одновременно довольно заурядный триллер и неубедительный научно-фантастический фильм. Помимо этого, в «Море соблазна» нет никакого «соблазна», зато есть много бескрайних вод и рыбалки, что может «подманить» разве что заядлых рыболовов, знающих, в какое время суток какая рыба клюет (теперь мы тоже знаем, какая и когда). На самом деле в таком подробном освещении этой темы нет ничего плохого – погрузиться в повседневную жизнь приморского городка было даже интересно, тем более с таким хорошим гидом как Мэттью МакКонахи. Правда, Стивен Найт не учел, что, если так усердно погружаешь зрителей в мир рыбаков, нельзя самому закидывать абы какую наживку в мутную воду – ни одну крупную рыбу не поймаешь.