Казалось, что всеобщим любимцам, голландской группе Within Temptation не было никакой необходимости на 24 году своего существования менять стилистику. Такой поворот вряд ли обрадует поклонников, но что случилось – то случилось.
Невозможно было бы подумать о том, что сейчас, в 2019 году, вполне ожидаемый альбом большого имени рок-сцены сможет стать инициатором дискуссии о вовсе не безграничных и совершенно уже удивительным образом пересекающихся взаимных влияниях современных поп- и рок-сцен. Невзирая на все странные высказывания музыкантов, признанных адептов симфонического готик-метала Within Temptation, их седьмой студийный альбом «Resist» навевает думы исключительно о том, что боссы фирм-мэйджоров в наши дни вообще потеряли стыд и совесть и заставляют своих артистов выписывать престранные музыкально-стилистические кренделя на совершенно ровном месте. А те и рады стараться, бодро забывая о собственных корнях и даже стыдясь их.
Однако на самом деле Within Temptation стыдиться решительно нечего. Не всякая группа, тем более из Голландии, фактически в одиночку может запустить мировой тренд в облике не самого простого и с трудом вписывающегося в мейнстрим субстиля – симфонического готик-метала с женским вокалом, справедливо иногда именуемого «дамским металлом». Тем более, что группа стала исполнять подобный материал не вдруг – ее полноразмерный дебют «Enter» (1997) и EP «The Dance» (1998), изданные еще в независимом статусе, основывались на достижениях европейского прогрессивного дум-метала первой половины 90-х. Сами собой музыканты Within Temptation стали лишь на реально легендарном втором альбоме «Mother Earth» (2000), который и сам по себе оказался отличной работой для измученной пертурбациями 90-х европейской рок-сцены, и одновременно стал прототипом для «дамского металла» как такового. Красивые вокальные мелодии, насыщенные и мощные аранжировки с качественным звучанием, симфонические клавишные и оркестровые партии – все это было мало похоже на шибко протестный (протест, кажется, шел в основном по линии борьбы с качеством и хорошими эмоциями слушателя) мейнстрим-метал 90-х. Имидж группы подкреплялся еще и скромными, но ой какими завлекательными, тем более для молодых слушательниц, видеоклипами.
Но при внешней простоте музыкального материала Within Temptation сумели не стать рабами своей аудитории. Прежде всего, у себя на родине коллектив стал моделью для таких вполне уважаемых составов, как Epica, Asrai и распавшихся ныне After Forever, а в мировом масштабе подсчитать количество их даже успешных последователей вообще вряд ли возможно. По существу, на каждой серьезной национальной рок-сцене есть свой состав, созданный по образу и подобию Within Temptation (заодно вспомним и отечественную группу Dark Princess) – одно это говорит о многом. Да и сами наши герои очень четко осознавали величину взваленной на себя ответственности – национальный, а потом и мировой успех ничуть не кружил им голову, а в интервью они старательно обходили темы экспериментов с музыкальной стилистикой. Лидер группы, гитарист и основной композитор Роберт Вестерхольт так и вообще говорил автору этих строк летом 2005 года, что «нет смысла разбрасываться и желать для нашей группы перемен – мы уже достаточно опытный состав, чтобы каждый наш слушатель находил в песнях Within Temptation что-то свое».
Музыканты и не разбрасывались – альбомы «The Silent Force» (2004) и «The Heart of Everything» (2007) только подкрепили и без того уже высокий статус коллектива и обратили вокалистку Шарон ден Адель в настоящую готик-роковую диву. Да, группу зачем-то понесло в утяжеленное диско и евро-поп 80-х на альбоме «The Unforgiven» (2011), но его можно было смело рассматривать как концептуальный эксперимент – ведь это был саундтрек к трехчастному комиксу «Penance» и вообще к трансмедийному проекту. Но альбом «Hydra» (2014) вернул группу к былому звучанию, разве что с чуть большим поп-уклоном. То есть, исходя из всех музыкальных эволюций Within Temptation, появление загадки в облике новейшего альбома «Resist» очень трудно было предсказать. Да что там трудно – вообще невозможно!
Конечно, теперь, после чересчур восторженных рецензий отчего-то исключительно британских экспертов на «Resist», музыканты спокойно могут вещать об огромном влиянии на них современной поп- и урбан-музыки, а также и о том, что «без альбома "Resist" наша группа просто прекратила бы существование». Тем не менее, правда кроется в том, что на музыкальные структуры новинки очень сильно повлиял предельно унылый пост-роковый проект ден Адель My Indigo с его единственным прошлогодним альбомом, но, кажется, не только он. Правду нам не расскажут, однако переезд Within Temptation на территорию альтернативного рока можно объяснить только пожеланиями фирмы-издателя (а это, на минуточку, мэйджор Universal) в смысле создания чрезвычайно модного альбома. Как видится, боссы не смогли объяснить, чего они конкретно желают, оставив музыкантам строить догадки об их намерениях и угождать руководству.
Если говорить совсем уж начистоту, «Resist» оказался чудовищно вымученной работой, совершенно точно не радующей ухо поклонника группы – и одновременно вряд ли способный обратить на себя внимание некоей молодой аудитории, взыскующей чего-то неизведанного. Вернее всего описать материал альбома как утяжеленный и одновременно атмосферный альтернативный рок не без некоторого прогрессив-рокового уклона в аранжировках, приправленный немалой дозой пост-роковой ритмической отстраненности (совершенно очевидной в треке «Firelight») и, что гораздо хуже, модных битов и впрямь из арсенала урбан-музыки, особенно заметных в номере «Endless War». В результате, помимо голоса Шарон ден Адель, об отношении «Resist» к дискографии наших героев слушателю сообщает лишь привычные готик-симфонические пьесы «Raise Your Banner» (дуэт с Андерсом Фриденом из In Flames) и «Supernova», все едино подпорченные не самым внятным сведением и размазанными партиями электрогитар. Трогает душу и атмосферная романтика треков «Holy Ground» и «In Vain», но вот их продюсирование – опять же нет. То есть разговоры критиков, в том числе известного ренегата Стива Биби из британского еженедельника «KERRANG!» о том, что «Resist» – безусловно лучший альбом в дискографии Within Temptation, и о том, что «новая работа надевает на современную поп-музыку темное пальто», вызывают лишь удивление. Читая такое, только и хочется, что обратиться к Шарон ден Адель: сударыня, снимите это пальто немедленно! Оно вам не идет!