Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Айка»: Посмотрите на меня

У режиссера Сергея Дворцевого получился сильный драматический фильм, особенную глубину которому придает игра исполнительницы главной роли Самал Еслямовой.
14 февраля 2019 0
Кадр из фильма ​«Айка»
Кадр из фильма ​«Айка»

14 февраля в прокат вышел второй игровой фильм режиссера-документалиста Сергея Дворцевого «Айка». Это честная и практически документальная драма об эмигрантке из Киргизии, которая отчаянно пытается выжить в Москве. Картина участвовала в основном конкурсе 71-го Каннского кинофестиваля, и жюри признало Самал Еслямову, сыгравшую Айку, лучшей актрисой смотра. Помимо этого, лента успела поучаствовать и в «оскаровской» гонке – она вошла в шорт-лист номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Хотя подобные «Айке» картины, повествующие о трудностях жизни мигрантов, уже давно стали «фестивальным мейнстримом», чего-то подобного в современном российском и постсоветском кино (Сергей Дворцевой – российский режиссер, проживший 29 лет в Казахстане) до сих пор не было. Нельзя сказать, что отечественные кинематографисты полностью игнорируют тему наводнивших столицу нелегальных мигрантов – вовсе нет, однако сделать их серьезными, а не комедийными персонажами почему-то мало кто решается. Дворцевой решился, и теперь существует фильм, в котором девушка из Киргизии, живущая в Москве – не участник массовки или объект для шуток, а полноценный герой. Идея создания картины пришла к Дворцевому после того, как он узнал, что в московских роддомах киргизскими женщинами было оставлено более двух сотен детей. Чтобы разобраться в причинах этой безрадостной статистики, он стал общаться с девушками-мигрантками, которые прошли через подобный травматичный опыт. Так из множества отдельных историй появился образ главной героини – Айки.

Кадр из фильма «Айка»

Кадр из фильма «Айка»

Знакомство с 25-летней Айкой у нас начинается в роддоме, где она недавно родила ребенка. Однако вместо того, чтобы заботиться о младенце, она прячется от медсестер и судорожно пытается открыть заклеенное на зиму окно, чтобы выпрыгнуть из него на улицу. Ей нужно срочно возвращаться к своей обычной жизни, где нет места материнству. Ребенок остается в роддоме, а Айка бежит на подпольную птицеферму – ощипывать кур. Регистрация у девушки давно просрочена, поэтому она берется за любую подвернувшуюся работу. Можно было бы вернуться домой в Киргизию, но сделать это Айке не позволяют гордость и упрямство.

Мы не так много узнаем о том, какой была ее жизнь до побега из роддома, но из обрывков телефонных разговоров можно предположить, что в Москву Айка приехала, чтобы открыть швейную мастерскую. Увы, из этой затеи ничего хорошего не вышло, и теперь за ней гоняются бандиты-кредиторы. Но это то, что лежит на поверхности. Если копнуть глубже, то становится очевидным, что на переезд Айку подтолкнуло непреодолимое желание вырваться из той среды, где она жила, где быть женщиной означает заниматься детьми и домашним хозяйством. Жить впроголодь, как родная сестра с пятью детьми, Айка не хочет, но и свою судьбу она изменить не может: убежав в другую страну, она все равно сталкивается с тем, от чего бежала – нищетой и нежеланным ребенком. Ей не удалось стать бизнес-леди, она не «выломалась из своей среды», не победила свое тело, которое превратило ее жизнь в агонию. Меньше всего Айка хотела оказаться в зависимом от мужчин положении, с кричащим младенцем на руках, но именно к такому итогу приходит ее экранная история. Что с ней будет после финальных титров? Каждый волен додумывать сам.

Кадр из фильма «Айка»

Кадр из фильма «Айка»

В схожей ситуации (только без ребенка) была и Розетта, молодая девушка из одноименного фильма братьев Дарденн. Она долго не замечала никаких препятствий на пути к своей заветной цели – выбраться из трейлерного парка и жить «нормально», – но и у нее внутренний стержень в конце концов сломался. И Розетта, и Айка берут на себя больше, чем могут вынести, но режиссеры по-разному относятся к своим героиням. Великие гуманисты Дарденны протягивают Розетте руку помощи, а Дворцевой предпочитает остаться сторонним наблюдателем, как настоящий документалист. Вероятно, именно внешняя схожесть этих двух на самом деле совершенно разных картин и позволила Тьерри Фремо, отборщику фильмов для Каннского кинофестиваля, включить «Айку» в конкурс, посмотрев только черновой вариант ленты.

Помимо «Розетты», можно провести аналогию и с «Тюльпаном», предыдущим игровым фильмом Сергея Дворцевого. В нем тоже была героиня (ее как раз и звали Тюльпан), которая не хотела выходить замуж, а хотела уехать в город учиться. Интересно, что на протяжении всего экранного времени мы так ни разу и не увидели лица Тюльпан. Для нас и для сватавшегося к ней юноши она так и останется недостижимым степным миражом. В «Айке» лицо главной героини находится в центре пристального внимания камеры, которой мастерски управляет полька Иоланта Дылевска. Мы постоянно видим Айку, следовательно, она существует. Усомниться в ее реальности, как в реальности степной Тюльпан, уже нельзя. Конечно, в этом заслуга не только создателей фильма, но и казахской актрисы Самал Еслямовой, которая обладает удивительной энергетикой – от нее невозможно оторвать глаз даже во время самых неприятных сцен. Еслямовой удалось сделать свою героиню сложной и противоречивой натурой, чьи поступки сложно оценивать в категориях «хорошо» или «плохо». Собственно, Сергей Дворцевой и не предлагает нам это делать. Он просто предлагает посмотреть на нее.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями