Польский режиссер привезла на 69-й Берлинский международный кинофестиваль свою новую картину, повествующую о британском журналисте Гарете Джонсе, который потряс весь мир своей статьей о голодоморе в Украинской ССР в 1932-1933 годах.
В начале фильма Гарет Джонс лишается места советника премьер-министра и некоторое время не понимает, что же ему делать дальше со своей карьерой. Он решает поехать в Москву в надежде взять интервью у самого Сталина. Несмотря на то, что его идею об интервью некоторые воспринимают с насмешкой, он все же отправляется в СССР. Оказавшись в Москве, Джонс выясняет, что его коллегу ограбили и убили. Журналист чувствует, что здесь что-то неладно, поэтому он выясняет, какую тему разрабатывал его друг и затем обманным путем отправляется в Украину, в Сталино. Там журналист становится свидетелем полнейшей разрухи и ужасного голода – эти факты замалчивались и не транслировались ни советской, ни тем более западной общественности. Гарет Джонс решает написать статью об увиденном, чтобы рассказать о текущем положении дел в Советском Союзе, однако это оказывается не так просто.
Джонс появляется на экране после вступления Джорджа Оруэлла, который сидит за написанием романа «Скотный двор». Как известно, эта книга Оруэлла была вдохновлена именно деятельностью Гарета Джонса и, в частности, его изобличительной статьей о голодоморе. Агнешка Холланд тоже пытается сделать некий легкий «кинороман» о человеке, который настолько был предан своему профессиональному долгу, что готов был ради этого на вероятные поступки, подчас совсем не думая о последствиях. Таким образом, медиаторами («посредниками») в данной истории являются две профессии – писатель и журналист, одна из них «скрывается» и образует общий корпус повествования, а вторая становится самой главной – сердцевиной. Интерпретировать жизнь Джонса невозможно без обращения к роману Оруэлла – эта идея выходит на первый план, и проблемы голодомора и жизни главного героя отходят назад.
Именно здесь и происходит каламбур действий, монтажа и диалогов. С одной стороны, лента явно имеет жанровую специфику биографической драмы, но, при этом, фильм пытается зафиксировать важные исторические моменты. В итоге картина получается ни о том, ни о другом: голодомор в Украине не обсудили, жизнь Гарета Джонса толком не рассказали – создается впечатление, что всю его биографию вообще можно уместить на одну страницу А4. Это тот самый случай, когда событие теряет свое лицо – в данном случае человека, чье имя фигурирует во многих учебниках истории.
Симпатию к главному герою Агнешка Холланд совершенно не скрывает и сразу делит людей на «плохих» и «хороших». Такое распределение добавляет больше жанровости и даже некоторой сказочности картине, по-настоящему художественное повествование. Однако почему такой прием используется именно в условно биографическом фильме, где не только документальность главенствует над образностью, но даже сама профессия журналиста изначально символизирует важность фактов?
Мимолетная инфантильность в портрете главного героя стирается благодаря актерской игре Джеймса Нортона с его необычной внешностью, которая помогает ему быть на славянской земле почти своим – до тех пор, пока не начнет говорить по-русски с английским акцентом. Однако за образом ничего больше не остается, и даже Джордж Оруэлл в итоге кажется лишним.