16 марта исполняется 135 лет со дня рождения Александра Беляева – одного из первых советских фантастов, автора романов «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля». В последнее время Беляева все чаще называют «российским Жюлем Верном» – многие изобретения, описанные в его книгах, стали или вот-вот станут реальностью. Вспоминаем некоторые из них.
Пересадка головы
«Голова профессора Доуэля» считается первым и одним из самых известных произведений Александра Беляева, в котором научная фантастика сплетается с остросюжетным повествованием о гениальном ученом, голову которого оживляет талантливый хирург-преступник Керн.
В романе оживлению головы человека предшествуют опыты с собаками – и вскоре после выхода в свет «Головы профессора Доуэля» советские физиологи Брюхоненко и Чечулин начали проводить опыты по оживлению головы собаки, которую подключали к аппарату искусственного кровообращения. В результате другого опыта, уже в 1950-е годы, ученые пересадили голову одной собаки на тело другой: животное жило недолго, но успело попасть на фото. Что же касается пересадки головы человеку, то, несмотря на многочисленные успешные операции по пересадке отдельных органов, включая сердце, самую серьезную из таких операций ученые проводить не торопятся.
Впрочем, и на этой ниве можно говорить об осторожных успехах: в ноябре 2017 года итальянский нейрохирург Серджо Канаверо объявил о первой в мире пересадке головы, во время которой удалось восстановить позвоночник, нервы и кровеносные сосуды. Правда, речь шла не о живом человеке, а о трупе, так что о полноценном исполнении пророчества говорить рано – но, как говорил тот же Доуэль, важно в первую очередь отработать технологию, а «пожать лавры» еще успеется.
Гормональная терапия и пластические операции
Роман «Человек, потерявший лицо» посвящен успехам наук, которые во времена Беляева только развивались – генетики и эндокринологии. Его главному герою, уродливому комику Тони Престо, благодаря некой загадочной терапии удается вернуть себе облик, потерянный им в результате наследственной болезни. Лечение, которое описывает Беляев, больше всего похоже на заместительную гормональную терапию, начавшую бурно развиваться лишь во второй половине ХХ века. А сама метаморфоза человека из урода в красавца напоминает о пластической хирургии, способной превратить кого угодно в кого угодно – были бы деньги.
Освоение моря
В романе «Человек-амфибия» профессор Сальватор произносит на суде речь, в которой рисует картину освоения людьми подводных просторов. Во времена Беляева долгое пребывание под водой было и впрямь сродни фантастике – первый акваланг был запатентован лишь через 20 лет после появления романа, и пересадка жабр человеку могла выглядеть перспективно. Однако вместо небезопасных для человека операций ученые занялись развитием техники: «принцип человека-амфибии» лег в основу так называемых оксигенаторов мембранного типа, которые применяются при хирургических операциях. Оксигенаторы насыщают кислородом саму кровь человека, минуя дыхательную систему. А эксперименты по жидкостной вентиляции легких, которые проходят в мире с 1970-х годов, призваны помочь человеку извлекать кислород из особой жидкости, заполняющей органы дыхания. О новых «ихтиандрах» пока еще ничего не слышно, но аналогичные опыты на животных, как говорят, проходят успешно. А корейский студент Джебьюн Йеон создал проект компактного дыхательного аппарата, который позволяет извлекать кислород прямо из воды – увы, действующей модели аппарата пока не существует, но не исключено, что это лишь вопрос времени.
Читайте также: Александр Беляев - Слово о русском Жюле Верне
Экологические проблемы
В романе «Продавец воздуха» описаны экологические проблемы, причиной которых становится некий безумный ученый, ворующий у человечества воздух, а потом продающий его. Увы, в нынешней реальности найти «виноватого» куда сложнее: чистого воздуха в мире становится все меньше из-за бесконтрольного выброса в атмосферу парниковых газов, а в роли «продавцов воздуха» выступают страны, торгующие не чистым воздухом, а квотами на его загрязнение.
Беспилотные летательные аппараты
Главный герой романа «Властелин мира» Людвиг Штирнер находит возможность передавать мысли на расстоянии с помощью радиоволн – сперва он пользуется этим, чтобы заполучить девушку, в которую влюблен, а потом не может устоять перед искушением использовать находку для обретения власти. Для борьбы с потенциальным диктатором «силам добра» приходится использовать радиоуправляемые аэропланы-бомбардировщики. Первые подобные летательные аппараты появились на свет лишь в 1933 году, через семь лет после книги Беляева.
«Противосонные» препараты
Еще один чудаковатый изобретатель Беляева, профессор Вагнер, изобретает препарат, который борется с токсинами, вырабатываемыми при усталости, и тем самым позволяет бодрствовать 24 часа в сутки, сохраняя работоспособность. Подобный эффект имеют многие нынешние препараты – от опробованных еще The Beatles амфетаминов и энергетических напитков до препаратов, блокирующих синтез «гормона сна» мелатонина. Увы, в отличие от пилюль Вагнера, все они обладают отрицательным побочным эффектом – за дополнительные часы без сна приходится платить здоровьем.
Освоение космоса
Александр Беляев был горячим поклонником идей основоположника отечественной космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского: переписка с ним дала толчок к созданию романа «Звезда КЭЦ», в котором изображено создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство, а также путешествие на Луну. Всему этому, увы, суждено было сбыться лишь после смерти обоих мечтателей. Не довелось им и узнать о невесомости, описанной в романе Беляева «Прыжок в ничто»: сам роман был опубликован в 1933 году – за 20 с лишним лет до первых полетов.
Читайте также: 10 предсказаний Жюля Верна, ставших реальностью
Подводные фермы
В романе «Подводные земледельцы» (1930) Александр Беляев описывает подводные фермы по выращиванию моллюсков, водорослей, а также транспорт в виде небоевых подводных лодок. Описанный им подводный буксировщик – аппарат в виде ранца, ускоряющий перемещение дайвера – в реальности появился в 1960-е годы, а его разновидности используются аквалангистами до сих пор. Примерно тогда же начались первые эксперименты по сооружению подводных домов-лабораторий: одним из первых эту идею реализовал знаменитый Жак-Ив Кусто, а один из подводных домов-лабораторий в Черном море получил название «Ихтиандр». Появились и подводные плантации, на которых выращивают полезные для человека водоросли. А во Флориде существует небольшая подводная гостиница на два номера, открывшаяся в 1986 году на основе подводной базы для ученых-океанологов. Ее название – Jules Undersea Lodge, в честь не менее знаменитого Жюля Верна.
Мобильная связь
«Одинокие люди шли, о чем-то разговаривая, хотя вблизи никого не было, смеялись, отвечали на вопросы кого-то невидимого. Каждый держал около своего рта левую руку, как будто желая прикрыть его. .... тот, который говорил со мной, приложил руку ко рту. В руке его я заметил небольшой круглый черный предмет». «Телефон без проводов» был описан Беляевым в романе «Борьба в эфире» в 1927 году: до первых громоздких мобильных аппаратов оставалось еще лет 70, а до беспроводных гарнитур, которые мгновенно приходят на ум при виде цитаты – и того больше.
Замедление скорости света
Сверхсветовой двигатель, не дающий покоя как писателям-фантастам, так и авторам недавнего фильма «Капитан Марвел», пока еще фантастика, а вот замедление скорости света может вполне стать реальностью. В рассказе Беляева «Светопреставление» описывается ситуация, когда скорость света внезапно замедляется до такой степени, что человек может видеть самого себя в кресле, из которого недавно встал. В 1999 году физики из Гарвардского университета провели опыт, в результате которого скорость света замедлилась до 17 метров в секунду. Не исключено, что подобная «остановка» скорости поможет повысить пропускную способность кабелей оптоволоконной связи и избежать информационного коллапса в не столь уж далеком будущем.