На этой неделе в кинотеатрах России стартовал прокат криминального триллера С. Крэйга Залера «Закатать в асфальт» с Мэлом Гибсоном и Винсом Воном в главных ролях. Разбираемся, каким получился новый фильм постановщика и сценариста бескомпромиссных лент «Костяной томагавк» и «Драка в блоке 99».
В 2015 году на больших экранах вышел жестокий и бескомпромиссный хоррор-вестерн «Костяной томагавк» с Куртом Расселом в главной роли, ставший режиссерским дебютом С. Крэйга Залера. В своей второй картине, криминальном триллере «Драка в блоке 99» с неимоверно брутальным Винсом Воном, американский режиссер и сценарист продолжил рассказывать и показывать наполненные болью и страданиями истории. Не изменил себе Залер и в своей новой работе, еще одном криминальном триллере – «Закатать в асфальт», главные роли в котором исполнили Мэл Гибсон и все тот же Винс Вон.
По сюжету фильма «Закатать в асфальт» двое полицейских, Бретт и Энтони, изрядно превышают свои полномочия во время очередного задержания преступника. Эту сцену облавы запечатлевает один из гражданских, и уже скоро кадры разлетаются по ТВ. Напарников на шесть недель отстраняют от работы. В этот момент возрастной коп Бретт осознает, что пришло время отчаянных мер: он решает сесть на хвост преступнику в надежде отнять у него добычу. Однако опасная авантюра выливается в события, грозящие для напарников чудовищными последствиями.
Фильм «Закатать в асфальт» совмещает элементы криминальной драмы и триллера и рассказывает о судьбах сразу нескольких персонажей, которые в один день случайным образом пересеклись в паутине преступных хитросплетений. Главными героями выступают двое напарников-полицейских, Бретт и Энтони, а также только что вышедший на свободу афроамериканец Генри. Герой Гибсона Бретт – старый служивый пес, повидавший многое на своем веку, но в силу жизненных взглядов и неумения подстраиваться под изменчивый мир за долгие годы так и не сделавший скачка по карьерной лестнице. Энтони моложе и, на первый взгляд, еще не потерял надежд насчет своей карьеры. Генри же – один из многих, для кого гетто стало образом жизни. Трех этих героев объединяет стремление раздобыть кругленькую сумму, чтобы позаботиться о родных: Бретту – о больной жене и ставшей жертвой травли дочери, Энтони – о невесте, Генри – о брате-инвалиде и отчаявшейся матери. Благие и дурные начинания в течение всего хронометража сражаются в этих персонажах, делая их образы более объемными и интересными.
Мэл Гибсон и остальной актерский состав, чуть ли не полностью перекочевавший в эту ленту из фильма «Драка в блоке 99», уверенно справляются со своими ролями. У Гибсона с Воном получился вполне любопытный дуэт, не лишенный партнерской химии, как в старых добрых полицейских боевиках. Тут и там в сюжете возникают родственники главных героев и другие второстепенные и эпизодические персонажи, например, жестокий преступник Фогельман или опасающаяся покидать своего младенца банковская служащая Келли в исполнении Дженнифер Карпентер. К сожалению, почти все они односложны, а некоторые вовсе лишние в этой истории.
Если присмотреться чуть внимательнее, в ленте «Закатать в асфальт» можно разглядеть четкие силуэты вестерна, завернутого в современную обертку. Типажи персонажей, опьяняющая «золотая лихорадка», вязкая атмосфера Дикого Запада, пускай и не такого дикого внешне, но все еще холодного и безжалостного по своей сути, даже мелочи вроде пакета, перекатывающегося по асфальту, как перекати-поле по степи, – все это напоминает брутальный вестерн прямиком из прошлого века. Что же, оммаж Залера, похоже, особенно дорогому для него жанру получился весьма удачным.
Однако «Закатать в асфальт» далеко не самый концептуально выдержанный фильм Залера. В этой картине он пытается объять слишком много, затронуть ряд остросоциальных тем, рассказать пересекающиеся истории большого количества персонажей. Чаще всего это получается вскользь, а зрительское внимание в итоге лишь рассеивается. Автор откровенно перегибает палку с вызывающими жалость персонажами. Более того, некоторые попытки прибегнуть к своего рода метафорам выходят откровенно неудачными. Чего стоит хотя бы довольно нелепо исполненная сцена игры Генри со своим братом в виртуальное сафари. В предыдущих фильмах Залеру со всеми этими элементами удалось соблюсти баланс, но, жаль, не в этот раз.
Тут свою черную роль сыграл еще один важный момент. Предыдущие фильмы Залера укладывались в 130 с небольшим минут хронометража. Новая работа американского кинодела длиннее на ощутимых полчаса. Подобное увеличение продолжительности никак не получается назвать оправданным. Предыдущие картины Залера тоже не отличались зубодробительной остросюжетностью, но в них повествование все-таки держит темп. «Закатать в асфальт», в свою очередь, в первой половине почти усыпляюще неторопливо ведет зрителя по сюжету. Если фильмам Тарантино, например, подобная продолжительность нисколько не вредит, то здесь все с точностью до наоборот.
«Закатать в асфальт» Залера – добротный, но далеко не самый динамичный и захватывающий криминальный триллер, который можно рекомендовать лишь большим фанатам этого жанра. Если в своих предыдущих работах Залер действовал смелее и четче, то здесь он, скорее, походит на подражателя Тарантино, у которого все получилось на две головы хуже.