28 марта в российский прокат вышел художественный фильм «Дамбо» режиссера Тима Бертона. Разбираемся, удалось ли создателям ремейка вдохнуть в классическую картину Disney новую жизнь.
Волна ремейков вечной классики Disney нарастает не по дням, а по часам. Очередь на получение современной версии дошла до одной из самых ранних знаковых анимационных картин студии – культового мультфильма «Дамбо», снятого по мотивам детской книжки и особо горячо полюбившегося самому Уолту Диснею, чуть ли не сильнее всех картин, которые были созданы на его студии. За постановку этого ремейка отвечал сам современный маэстро готики – Тим Бертон.
В центре сюжета фильма «Дамбо» цирковое семейство Фэрриеров. Холт – отец семейства и в прошлом наездник, который только вернулся с войны, где он потерял руку. Во время его службы случилась страшная трагедия: от болезни скончалась супруга Холта. Их дети, Милли и Джо, остались одни. Сразу по приезде Холта управляющий цирком Макс Медичи поручает ему дрессировку слонов, среди которых Джамбо, вот-вот готовая разродиться. Появившийся у нее малыш внезапно оказывается в высшей мере необычным: его уши настолько велики, что позволяют ему летать. Фантастическая способность слоненка привлекает внимание Вандевера – владельца огромного парка развлечений, замышляющего заполучить удивительное создание для главного номера его циркового представления.
Мультфильм 1941 года, рассказывающий историю про уникального слоненка, длится всего час. Поэтому логично, что сюжет игровой версии, которая почти в два раза длиннее, дополнен новыми сюжетными линиями. В первую очередь авторы сценария решили ввести в историю побольше людей: например, цирковую семью Фэрриеров и эгоистичного предпринимателя Вандевера. Уже в который раз главным антагонистом диснеевского ремейка выступает предприниматель, движимый собственным «Я» и амбициями. Майкл Китон – актер, конечно, прекрасный, но запоминающимся его персонажа все равно назвать не получается.
Что же касается остальных действующих лиц истории, то за бесхитростными перипетиями их судеб наблюдать не очень-то увлекательно, пускай они и сыграны известными исполнителями вроде Колина Фаррелла, Евы Грин и Дэнни ДеВито. Тут сразу возникает вопрос, а так ли нужны были все эти человеческие персонажи в ремейке истории про необычного слоненка? Анимационная лента 1941 года прекрасно справлялась без них. В ней бал правили звери, которые общались между собой, в то время как люди выступали своего рода обезличенной сущностью, не отнимающей внимания у четвероногих. Чудесный мышонок и главный компаньон Дамбо Тимоти Маус из оригинала тут появляется лишь на несколько секунд в качестве этакого камео. Нет здесь и хорошо запомнившихся по оригинальному мультфильму болтливых слоних или харизматичных воронов. Оригинальная лента и без персонажей-людей прекрасно передавала мораль о том, что не стоит судить о ком-либо по необычной внешности. Здесь же она смешивается с проблемами людей, поглощениями большой «корпорацией» маленькой (что выглядят иронично в свете сделки между Disney и 21st Century Fox), вопросами эмансипации и другими темами, без которых бедный слоненок Дамбо бы спокойно обошелся.
Тем печальнее, что с большим вовлечением животных эта история могла бы получиться занимательнее и ярче, ведь сам Дамбо вышел замечательным. При каждом появлении этого голубоглазого слоненка трудно не улыбнуться (ну, хотя бы «про себя»). Сцены с его участием и без – абсолютные противоположности. Но, к сожалению, обаятельного Дамбо в фильме не так много, как хотелось бы.
Внешняя сторона ленты традиционно для Disney выполнена на высоком уровне. Сам Дамбо реализован отлично. Но все же ремейк получился не таким ярким на фоне оригинала. К примеру, хотя бы сцена со слонами из пузырей. В ленте 1941 года этот эпизод превращается в настоящую смелую фантасмагорию, которая доходит чуть ли не до психоделических пределов. Здесь она выполнена проще, безопасно и даже как-то «стерильно», как, собственно, и все остальное в этом фильме, а причина появления этих самых пузырей намного банальнее. В ремейке нет музыкальных сцен, а ведь оригинальный фильм может похвастаться парой-тройкой отличных подобных номеров. Даже чуть ли не единственный номер с песней из современной версии, в котором малыш Дамбо приходит к клетке матери, не так трогателен и очарователен, как в оригинальном фильме.
Но хуже всего, что большую часть хронометража фильма присутствие постановщика ремейка Тима Бертона просто не ощущается. Сложно сказать, как в действительности происходил процесс создания ленты, но есть полное ощущение, что у Бертона не было полной свободы творчества или же, что еще грустнее, заслуженный режиссер просто теряет свое уникальное видение. Пожалуй, «Дамбо» – одна из наиболее обезличенных кинолент постановщика, прославившегося своим запоминающимся стилем.
В конечном итоге в виде ремейка «Дамбо» мы получили качественный продукт, неплохой семейный аттракцион, в котором, однако, все сделано максимально безопасно и без полета фантазии. «Дамбо» Тима Бертона – еще один дорогой диснеевский проект, который уступает оригиналу. И если вы хорошо знакомы с мультфильмом 1941 года, то, пожалуй, нет совершенно никаких причин смотреть новую версию.