Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Главные фильмы 41 ММКФ/ «Плот»: История одного невероятного эксперимента

События, происходившие на плоту «Акали» в ходе эксперимента Сантьяго Хеновеса по изучению агрессивного поведения, в чем-то похожи на реалити-шоу «Остаться в живых».
24 апреля 2019 0
Кадр из фильма «Плот»
Кадр из фильма «Плот»

На 41-м Московском международном кинофестивале в программе документального кино «Свободная мысль» показали шведскую картину «Плот» Маркуса Линдена. Лента получила Гран-при на Международном фестивале документальных фильмов в Копенгагене.

Изучающий агрессивное поведение и насилие ученый из Мексики Сантьяго Хеновес в 1972 году оказался в самолете, который захватили террористы. У любого другого человека этот опыт вызвал бы психологическую травму на всю оставшуюся жизнь, а Хеновеса это вдохновило на осуществление невероятно амбициозного и рискованного эксперимента. Он захотел исследовать причины возникновения агрессивного поведения внутри группы незнакомых между собой людей, вынужденных долгое время находиться вместе. То есть тот же захват самолета, только в более безопасных условиях.

Кадр из фильма «Плот»

Кадр из фильма «Плот»

Так появилась идея переплыть Атлантический океан на примитивном плоту с разношерстной группой волонтеров. В их число попали: шведка-капитан, афроамериканка-домохозяйка, официантка, фотограф-японец, мужчина-социальный антрополог, врач-израильтянка, католический священник из Анголы, грек-ресторатор, молодая француженка арабского происхождения и аквалангистка. 11 мая 1973 года плот «Акали» с одиннадцатью людьми на борту отправился в путь. То, что происходило в последующие три месяца на этом небольшом, 12х7 метров, Ноевом ковчеге в прессе стало называться секс-экспериментом, а Хеновеса окрестили как секс-ученого. На самом деле никаких безумных оргий, пригрезившихся журналистам, на «Акали» не было, а было много другого – не менее экзотичного, но менее скандального.

Больше всего события, происходившие на судне и задокументированные на пленку самим Хеновесом, похожи на реалити-шоу «Остаться в живых»: жизнь у всех на виду (на плоту не было ни одного закрытого помещения); выяснение, кто кому нравится, а кто кому нет; сплочение ради общей цели – добраться живыми до суши; дуракаваляние и ссоры. Выбрав женщин на самые важные должности – врача, аквалангиста и капитана, – Хеновес хотел посмотреть, повлияет ли это как-то на психологический климат в группе, сделает ли команду менее агрессивной. Но вот парадокс: исследователь агрессивного поведения сам оказался агрессором. Все участники, несмотря на многочисленные провокации горе-ученого, вели себя мирно и уважительно по отношению друг к другу, а ученый по отношению к своим подопечным – нет.

Кадр из фильма «Плот»

Кадр из фильма «Плот»

О том, что же все-таки было и чего не было на «Акали», в фильме «Плот» будут говорить сами участники тех событий. 43 года спустя в живых осталось семеро: шесть женщин и один мужчина (японец-фотограф). Маркус Линден разыскал их всех. На поиски у него ушло два года – ведь все имена в материалах эксперимента были зашифрованы. Удивительно, но изначально режиссера интересовало вовсе не скандальное исследование – он о нем даже не знал на момент, когда задумывался проект, – а желание сделать фильм-реюнион, историю воссоединения людей, бывших когда-то частью необычного сообщества. И эксперимент Сантьяго Хеновеса идеально подходил под этот запрос.

Чтобы создать нужную атмосферу для погружения в прошлое, Линден на съемочной площадке выстроил точно такой же, как «Акали», плот. Получились одновременно и сценические подмостки, и идеальная машина времени, и подходящее место для сеанса групповой психотерапии, чтобы все воссоединившиеся смогли проговорить то, о чем молчали или не вспоминали больше 40 лет.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями