«Нет ни вредных трав, ни плохих людей, есть только плохой агроном» - Виктор Гюго, из романа «Отверженные».
В центре сюжета фильма «Отверженные» группа полицейских, которые следят за порядком не в самом благополучном пригороде Парижа. У Стефана первый день работы с новым начальством, и ему не дают ни на секунду расслабиться. Полицейские патрулируют улицы, находят общий язык с жителями района и действующими в нем группировками. Благодаря договоренностям и компромиссу преступную деятельность вполне можно контролировать. Однако все меняется, когда сами полицейские нарушают установленные ими самими правила.
«Отверженные» на самом деле не являются прямой адаптацией романа Виктора Гюго – режиссер-дебютант Ладж Ли только заимствует общую атмосферу, созданную французским писателем. Корпусом фильма становятся массовые беспорядки, которые произошли на территории Франции в 2005 году не только в самом Париже, но и в других городах. Однако, несмотря на очевидный посыл, картина начинается с торжества – празднования победы Франции на Чемпионате мира по футболу. Счастливые, безумные и возбужденные лица проносятся на экране под достаточно минорный аккомпанемент. Но скоротечная радость сразу сменяется реалиями повседневной жизни.
Картина открывается диалогами, которые разнятся с операторской перспективой. Общий план «спального» района с высотками, полными невзрачных лестничных клеток и маленьких квартир, камера снимает с помощью дрона. Режиссер представляет общий план округа, в котором проживают в основном арабы и африканцы. В непростых условиях им приходится практически «скрываться» от центральных регионов Франции. Как именно это работает, какой между обществом и государством происходит диалог демонстрируется в отношениях между полицейскими и самими жителями. Как и любое демократическое государство, их взаимодействие происходит на уровне компромисса и словесных перепалок, которые сразу же превращаются в жестокие столкновения и кровопролитие.
Фокусируясь на псевдокументальности и лирически отступая от общего повествования через кадры городской панорамы опасных регионов Франции, режиссер показывает двойственность современного общества и проводит очевидную параллель между победой на Чемпионате мира и жестокими условиями, в которых живут дети в пригородах Франции. Контраст сокрушителен, и настроение картины меняется с позитивного и спокойного тона на жестокий и полный злобы. Если в первой половине фильма текст играет главную роль, то затем вперед выходит именно действие и физическое присутствие каждого персонажа. Слова уже теряют свою власть, и это место полностью занимает насилие.
Косвенно ссылаясь на работу Матье Кассовица «Ненависть» и любой другой европейский социальный реализм в лице Кена Лоуча (к тому же фильмы последнего демонстрируются практически в каждом французском кинотеатре), Ладж Ли создает свое видение, насколько неискренне и лживо общество в современном мире. И смотрит он на это с самых высоких точек.