Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Канны 2019: «Отверженные» Ладжа Ли

В конкурсной программе показали дебютную картину Ладжа Ли, которая заимствует нормы социального реализма, но в ней больше поэзии, чем прозы.
17 мая 2019 0
Кадр из фильма «Отверженные» (2019)
Кадр из фильма «Отверженные» (2019)

«Нет ни вредных трав, ни плохих людей, есть только плохой агроном» - Виктор Гюго, из романа «Отверженные».

В центре сюжета фильма «Отверженные» группа полицейских, которые следят за порядком не в самом благополучном пригороде Парижа. У Стефана первый день работы с новым начальством, и ему не дают ни на секунду расслабиться. Полицейские патрулируют улицы, находят общий язык с жителями района и действующими в нем группировками. Благодаря договоренностям и компромиссу преступную деятельность вполне можно контролировать. Однако все меняется, когда сами полицейские нарушают установленные ими самими правила.

«Отверженные» на самом деле не являются прямой адаптацией романа Виктора Гюго – режиссер-дебютант Ладж Ли только заимствует общую атмосферу, созданную французским писателем. Корпусом фильма становятся массовые беспорядки, которые произошли на территории Франции в 2005 году не только в самом Париже, но и в других городах. Однако, несмотря на очевидный посыл, картина начинается с торжества – празднования победы Франции на Чемпионате мира по футболу. Счастливые, безумные и возбужденные лица проносятся на экране под достаточно минорный аккомпанемент. Но скоротечная радость сразу сменяется реалиями повседневной жизни.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019)

Кадр из фильма «Отверженные» (2019)

Картина открывается диалогами, которые разнятся с операторской перспективой. Общий план «спального» района с высотками, полными невзрачных лестничных клеток и маленьких квартир, камера снимает с помощью дрона. Режиссер представляет общий план округа, в котором проживают в основном арабы и африканцы. В непростых условиях им приходится практически «скрываться» от центральных регионов Франции. Как именно это работает, какой между обществом и государством происходит диалог демонстрируется в отношениях между полицейскими и самими жителями. Как и любое демократическое государство, их взаимодействие происходит на уровне компромисса и словесных перепалок, которые сразу же превращаются в жестокие столкновения и кровопролитие.

Фокусируясь на псевдокументальности и лирически отступая от общего повествования через кадры городской панорамы опасных регионов Франции, режиссер показывает двойственность современного общества и проводит очевидную параллель между победой на Чемпионате мира и жестокими условиями, в которых живут дети в пригородах Франции. Контраст сокрушителен, и настроение картины меняется с позитивного и спокойного тона на жестокий и полный злобы. Если в первой половине фильма текст играет главную роль, то затем вперед выходит именно действие и физическое присутствие каждого персонажа. Слова уже теряют свою власть, и это место полностью занимает насилие.

Косвенно ссылаясь на работу Матье Кассовица «Ненависть» и любой другой европейский социальный реализм в лице Кена Лоуча (к тому же фильмы последнего демонстрируются практически в каждом французском кинотеатре), Ладж Ли создает свое видение, насколько неискренне и лживо общество в современном мире. И смотрит он на это с самых высоких точек.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями