В центре сюжета «Паразитов» оказывается семья, состоящая из отца, матери, сына и дочери – все они сидят без работы. Классический образ нуклеарной семьи, однако дохода у них нет никакого, и им приходится жить в нищем районе в подвальной квартире, в которую попадают разные химикаты с улиц, она легко может быть затоплена, а некоторые пьяницы так и вообще могут справить нужду неподалеку от их единственных окон. Сын случайным образом получает работу репетитором английского языка у обеспеченной семьи Пак. Не теряя времени, он придумывает способ исправления финансового положения всей семьи. Вот только метод этот слегка необычный.
Второй год подряд жюри Каннского кинофестиваля награждает азиатскую картину, которая пытается заострить внимание на остросоциальных проблемах общества. Действительно, в прошлогодних «Магазинных воришках» Хирокадзу Корээды поднимались темы нищеты и семьи в Японии, где, кстати, проблема решалась главными героями тоже очень нестандартным способом. Несмотря на схожую фактуру, «Паразиты» менее мелодраматичны и по колористике ярче японского фильма. Пон Чжун Хо использует разные жанровые характеристики для лучшего повествования его необычной истории. Первая часть фильма кажется какой-то комедией, которая скатывается в черный юмор, комедию положений и абсурд. Однако затем действие начинает приобретать характерный драматический оттенок, и заканчивается картина на трагедийной ноте, когда без пролития крови не обойтись.
Пон Чжун Хо показывает в «Паразитах» два разных мира, разница между «низким» и «высоким» обществами имеет колоссальный масштаб. Режиссер не делает из семьи Пак каких-то злодеев, но и положительными персонажами они так и не становятся. Его легкая неприязнь к инфантильности представителей мира богатых выносится на первый план, в то же время другая семья практически наделяется чертами святых людей. Пон Чжун Хо не доходит до крайностей, все его действующие лица вполне реальны, хотя их поступки совершаются на почве чего-то ирреального – только ради того, чтобы почувствовать себя «нормальными», принадлежащим к более высокому обществу. Однако режиссер не дает никакой надежды. Изначально яркие, радостные и неунывающие герои проходят через метаморфозы, однако в итоге их все равно ожидает тупик и неудача.
Главный посыл «Паразитов» слишком понятен и прост: несмотря на драйвовую и эмоциональную форму, победитель смотра этого года является всего лишь «зеркалом» картины Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки». Так что свершение «новых канонов» на Каннском кинофестивале пока так и не состоялось.
Пон Чжун Хо не уходит в социальный реализм, рассказывая об «униженных и оскорбленных», как это сделал, например, Кен Лоуч в фильме «Вас не было на месте», и не занимается поэтикой, как Терренс Малик в «Тайной жизни». Все фильмы повествуют о «маленьких» обычных людях, о том, что их скрытые истории имеют большое значение в обществе, но, как правило, герои остаются в «подвалах», сдаются или погибают.
Несмотря на пессимистичный настрой социального кино, «Паразиты» в меру новаторски благодаря спектру разных жанров, здесь есть место смеху, слезам, обиде и злости. Тема классового неравенства не проговаривается вслух, появляясь только в явных деталях-лейтмотивах. Специфический запах, размеры квартир, доброта и злоба бедных и богатых людей, но главное – это намеченный и выверенный план жизни, который якобы должен быть у каждого «среднестатистического человека». Только герои не понимают, что когда его нет, то и жизнь кажется свободней. Однако, так или иначе, бедные люди остаются всего лишь паразитами в современном обществе.