Второй архивный менее чем за год альбом с неизданными записями покойного Принса Роджера Нельсона (1958-2016), известного всему миру под именем Принс, – это воистину гораздо больше, чем просто, как принято выражаться, «проникновение в творческую лабораторию» артиста с мировой популярностью. За блеском сценического шоу и особенно важными для жителя России сомнительными подробностями светской жизни певца, композитора и мультиинструменталиста от широкого слушателя вечно маскировался факт чрезвычайной природной музыкальности Принса, не всегда хорошо слышный за сверхмодным на момент создания материала звучанием. Но в формате рабочих демо-лент всегда можно услышать, насколько серьезно музыкант относился к своему делу, даже если он писал материал не для себя.
Нет, это не ошибка: «Originals» – сборник из 15 законченных демо-записей пьес, сделанных Принсом в 1981-1991 годах для артистов самой разной известности и творческой судьбы, от Кенни Роджерса и The Bangles до группы Mazarati и певицы Мартики. Конечно, без «Nothing Compares 2 U» не обошлось – вот только выясняется, что она была написана вовсе не для Шинейд О'Коннор, по исполнению которой 1990 года и знает эту песню весь мир, но для некоей группы The Family, и еще в 1984 году. Однако дотошное изучение трек-листа «Originals» сообщает, что почти все треки были написаны либо для протеже Принса, певицы и перкуссионистки Шейлы И., либо для тех групп и артистов, кто, подобно самому автору материала, проповедовал в своем творчестве «звук Миннеаполиса». Это малоизвестное у нас определение означает как раз ту самую безумно модную в 80-е музыку на стыке фанка, «новой волны» и раннего электро. Так что при написании этого материала Принсу не нужно было прыгать выше головы и вообще напрягаться – все, что в те годы выходило из-под его пера, автоматически обладало знаком качества не только в глазах публики, но и далеко не последних коллег по поп-сцене.
Сборник демо-материала в наши дни является обязательным компонентом в дискографии любого большого (скорее – очень большого) артиста, тем более, если его уже нет с нами. И тут возникает вопрос – а оправдывает ли имя артиста качество представленной на таком сборнике музыки? Не надо искать заговор там, где его нет, и тем не менее выпуск «Originals» видится в известном смысле компенсацией за прошлогодний, тоже архивный альбом Принса «Piano & A Microphone 1983», на котором были представлены наброски к ряду вполне известных пьес артиста в минимальной предварительной аранжировке – воистину, лишь голос и фортепиано. На сей раз нам представлены именно полноценные демо-записи в том смысле, какой вкладывался в это понятие в 80-х – запись с живыми инструментами и живыми барабанами. Ведь барабанные модули тогда были экзотикой и роскошью, доступной далеко не каждому, а уж о сэмплерах что и говорить. Плюс ко всему сейчас эти записи подтянуты мастерингом до приличного современного уровня, и потому «Originals» хочется ставить в пример массе даже именитых артистов – вот как надо издавать демо-записи в XXI веке! Но качество записи исходных демо еще и полностью соответствует здесь качеству материала.
Собственно, эти номера не вполне соответствуют облику Принса как чистого поп-артиста – записи «для своих» могут быть более агрессивными по звучанию, имея в своей основе чистый фанк, причем иногда даже довольно разнузданный, как в номерах 1983 года «Sex Shooter» и «Jungle Love», записанных годом спустя певицей Apollonia и группой Time соответственно. Еще большим сюрпризом для слушателя оказывается трек «100 MPH» (1984), ставший через два года единственным хитом состава Mazarati – здесь он сравним по тяжести и энергетике звучания с наследием первопроходцев хард-фанка Mother's Finest. А вот лирическая фанк-пьеса «Manic Monday» (1984) написанная для группы The Bangles, куда более прямолинейна, нежели фактически чистый поп-роковый номер, известный нам по альбому «Different Light» (1985). Если же прослушать более легковесный материал, то выяснится, что Принса можно назвать еще и изобретателем современного сладчайшего вокального r'n'b – об этом свидетельствует пьеса «Baby, You’re A Trip», впоследствии представленная на дебютном безымянном альбоме певицы Джилл Джонс (1987). И еще один номер из ряда вон – комбинация фанка и рок-н-ролла «Holly Rock» (1985), написанная для Шейлы И.
Честно говоря, отбор материала для «Originals» по-хорошему удивляет – значит, было из чего выбирать. Совершенно невозможно пройти и мимо демо пьесы «Nothing Compares 2 U» – этот оригинал непривычно суров в эмоциональном смысле и аранжирован в духе поп-психоделического соула в духе ранних работ группы Sly & The Family Stone. И с какой стороны не посмотришь на этот сборник – всюду виден почерк гениального музыканта, очень точно работающего в рамках как собственных музыкально-аранжировочных воззрений, так и, очевидно, наличествовавших заданий саунд-продюсеров своих коллег. Понятно, что перед нами снова альбом не для самой широкой публики, а именно для настоящих поклонников Принса – но, с другой стороны, «Originals» еще и способен поднять престиж артиста среди профессионалов в тех странах, где он изначально не был популярен, и в России в том числе. Только не надо впадать в ошибку газеты New York Post и выстраивать таблицу сравнений – у кого та или иная песня вышла лучше, у Принса или тех артистов, что эту песню в конце концов записали. Ведь речь идет не о соревновании, а просто об отличном музыкальном материале.