Так вышло, что предыдущий фильм южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо «Окча» (2017) запомнился благодаря конфликту между Каннским кинофестивалем и Netflix. На этот раз постановщик привез в Канны совершенно самобытную картину, в которой, однако, чувствуется значительное влияние американского кино, хотя продюсированием занималась исключительно азиатская сторона. Рассказываем, что получилось у Пон Чжун Хо в результате «слияния» двух кинематографов.
Фильм «Паразиты» повествует о бедной южнокорейской семье, состоящей из отца, матери и двух уже достаточно взрослых детей – сына и дочери. Они живут от одной работы до другой, еле сводят концы с концами, но никогда не унывают. Иногда, конечно, они ворчат на свое жилье – подвальную квартиру, рядом с которой любой прохожий может справить нужду, а дворники распыляют химикаты для истребления крыс и разных других «паразитов». В последнем случае, к слову, семье приходится как можно скорее закрывать окна, но не всегда это спасает их от попадания яда внутрь. К сыну частенько заходит его друг-студент в чистой и модной одежде, и в один из таких визитов он просит его заняться репетиторством: давать уроки английского языка одной богатой семье по фамилии Пак. Тот решает не подводить друга и соглашается. Оказавшись в доме нового работодателя, парень придумывает гениальный способ, как помочь своей семье улучшить финансовое положение. Вот только способ этот весьма необычный…
В программе 72-го Каннского кинофестиваля в этом году было несколько кинофильмов, которые затрагивали социальную тематику разными способами. Классический и самый прямолинейный поход был представлен в драме Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали», камерной историей занимались братья Дарденн в «Молодом Ахмеде» и через пантеистические лейтмотивы Терренс Малик рассказывал историю о «маленьких» людях в «Тайной жизни». В прошлом году главного приза была удостоена японская картина «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды, где режиссер отвечал на вопросы о смерти, счастье и любви через необычный подход к динамике семейных отношений. Картина Пон Чжун Хо является неким «зеркальным отражением» предыдущего победителя, только выбирает совершенно другой ритм повествования. Внутренняя часть фильма, конечно же, заимствует форму социальной драмы, но постановщик отказывается от линейности и из условной трагедии делает настоящий аттракцион. В отличие от меланхоличной и сдержанной драмой Корээды, где такт самой картины измеряется исключительно поведением главных персонажей и их «холодным спокойствием» по отношению ко всему происходящему с ними, кореец выбирает жанровость.
Пон Чжун Хо знакомит зрителей со своими героями сразу же, резко, не скрывая их образа жизни. Подвальная квартира, невидимый запах сырости, холод – вот только все выглядит достаточно ярко и не депрессивно. Действительно, персонажи «Паразитов» предстают неунывающими, смекалистыми и, главное, живыми людьми. Контрастом режиссер показывает обеспеченную семью Пак с их дорогим домом, надуманными проблемами и типичной инфантильностью людей, которые оказались чуть выше среднего класса. Однако, чтобы уйти от социальной полемики, Пон Чжун Хо размеренно выстраивает жанры в своем фильме, и на выходе получается настоящее попурри. Он начинает с легкой комедии положений, разбавляя все смешные нюансы драматическими элементами, которые, как крещендо, «нарастают» в течение всего фильма до самого кульминационного момента. Потом режиссер меняет тактику, и его герои внезапно становятся главными действующими лицами какого-то триллера или даже хоррора, где без пролития крови просто не обойтись. Комедийное начало как будто было обманом, предварявшим настоящий «ужас». Однако шутливость и абсурдность у Пон Чжун Хо тоже элементы реализма, и, по его мнению, самые страшные, так как после кульминационной сцены настроение у фильма меняется на чистую драму, послевкусие которой оказывается очень горьким.
Таким образом у корейского режиссера, благодаря жанровому своеобразию, получается резвый и колоритный арт-мейнстрим, очень грамотно работающий с психологией киновосприятия. По сути, любой зритель, пришедший на эту картину, получит практически весь «пакет» эмоций. Однако дойдет ли основной посыл фильма до аудитории – вот в чем главный вопрос.
Очевидно, что история о классовом неравенстве в азиатском обществе в «Паразитах» рассказана не через структуру социального реализма. У Пон Чжун Хо и его команды была цель сделать фильм как можно более универсальным, глобальным и общедоступным, понятным для каждого человека в любом кинотеатральном зале. Отсюда и появилась тщательная проработка и некая «кокетливая» игра с тональностью. Выбрав комедию при раскрытии такой тонкой темы, режиссер сам в некотором смысле подражает своим «богатым» героям в плане инфантильности. Однако такой подход не означает, что Пон Чжун Хо относится несерьезно к жизни «униженных и оскорбленных». Начальный комедийный блеф в истории, которая оборачивается настоящей трагедией, еще раз доказывает, каким слепым является общество по отношению к людям из «низов». За всем блеском смеха и каверзных сцен, драматизм истории никуда не уходит. Так и рядом с «идеальной» семьей Пак всегда можно поставить какую-нибудь бедную «контрастную» семью. Вот только для общества бедняки так и будут оставаться всего лишь паразитами.