Вчера стало известно, что 19 июля в возрасте 75 лет ушел из жизни голландский актер Рутгер Хауэр. Среди множества его актерских работ наибольшую известность получили, ожидаемо, «боевиковые» роли, хотя за свою яркую и продолжительную карьеру он успел попробовать себя в самых разных жанрах, в самых разных ролях. Отличительная особенность его актерских работ – настоящесть героя. Даже там, где фактического материала, данного создателями, было мало, Хауэр так прорабатывал персонажа, что тот освобождался от шаблона и оживал. В нашей подборке мы вспоминаем некоторые впечатляющие и запоминающиеся роли Рутгера Хауэра.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Главный герой «Бегущего по лезвию» – Рик Декард, однако самый яркий персонаж ленты, безусловно, герой Рутгера Хауэра – репликант Рой Бэтти. Наблюдая за ним, испытываешь и ужас, и восхищение, и гнев, и горечь – многогранный, сложный характер раскрывается с каждым поворотом сюжета по-новому, и даже в конце его линии «однозначного» восприятия зрителем не получается. Он целует, как Иуда, своего создателя – и затем самым жестоким образом убивает его. Он делает все, чтобы столкнуть Декарда с крыши – и затем спасает его, даря ему жизнь и свое прощение (на что способен только человек), а ведь из-за него он потерял возлюбленную и друзей. Философский предсмертный монолог Бэтти, большая часть которого была написана самим Хауэром, – один из самых запоминающихся моментов фильма.
«Попутчик» (1986)
Психологический триллер Роберта Хармона даже спустя 20 с лишним лет смотрится с интересом – и дело даже не в том, что здесь повсюду крутые сюжетные твисты. Вся соль в том, как сыгран главный злодей, загадочный Попутчик/ Джон Райдер, которого ничего не подозревающий главный герой из лучших побуждений пустил в свою машину. Недочет создателей в том, что они толком не раскрыли героя Райдера, но зато посмотрите, что с имеющимся материалом сделал Хауэр! Он до жути, до дрожи убедителен в роли сеющего смерть психопата-убийцы. Когда он говорит – веришь каждому его слову, слову маньяка, безоговорочно веришь и сам боишься этого. И еще, конечно, немного нервничаешь – как Хауэр смог так «сыграть» этот дьявольский, беспощадный огонек в глазах?..
«Турецкие наслаждения» (1973)
Тогда еще начинающий режиссер Пол Верховен думал, что здорово рискует, утверждая на роль начинающего же актера Рутгера Хауэра, у которого на тот момент за плечами было всего три роли, и все «мельком». К счастью, он здорово ошибался – настолько, что Хауэр потом стал одним из его любимых актеров, и Верховен называл его воплощением «светлой стороны бытия». В пикантной киноистории «Турецкие наслаждения» Рутгер Хауэр проявил себя во всей красе (понимать это выражение по факту просмотра можно двояко, но в том и прелесть). Для молодого актера ведущая роль в ленте с обилием откровенных сцен это обычно либо «было давно и неправда», либо рискованное, но смелое заявление. В случае Рутгера Хауэра можно говорить о втором. Он начинает раскрывать своего героя, Эрика, как обаятельного, пылкого, наглого молодого человека, живущего одним днем и одноразовыми «любовями». Потом представляет его нам как увлеченного, влюбленного в искусство скульптора. Далее, уже в контексте влюбленности в Ольгу (опустим некоторые подробности), характер усложняется. Перед нами, словно бы освобождая персонажа от лишнего, актер «высекает» из первоначального материала совсем другого героя – зрелого мужчину, познавшего как радость настоящей любви во всех ее проявлениях, так и горечь ее потери.
«Плоть + Кровь» (1985)
Еще один фильм Пола Верховена с Рутгером Хауэром, на этот раз во вполне достоверных декорациях Средневековья, с высоким градусом натуралистичности, кровавости и сексуальности. С одной стороны, сказка чистой воды – вот вам принцесса, вот принц, вот злодей, но режиссер – Верховен, поэтому ждите распутства, жути (да такой, что даже при воспоминании будет передергивать) и, разумеется, отборной, эффектной страсти. Сказать, что фильм противоречивый – ничего не сказать. Однако в то же время отрицать, что лента завораживает, невозможно. Главный – колоритнейший – злодей, которого играет Хауэр, не так прост, как кажется, не так плох, как кажется, да и вообще – за однозначностью это не к нему. Можно его презирать в одной сцене, но уже в следующей сочувствуешь ему.
«Леди-ястреб» (1985)
Атмосферное фэнтези Ричарда Доннера в (уже) далеких 80-х осталось «в тени» зрительского интереса (тогда хотелось немного других сказок, в духе «Назад в будущее») – однако к нему стоит приглядеться. Во-первых, оператором здесь выступил гений своего дела Витторио Стораро («Апокалипсис сегодня», «Конформист», «Птица с хрустальным оперением»). Несказанной красоты кадры сняты без использования вездесущего сейчас «хромакея» и компьютерной графики. Во-вторых – полный волшебства и приключений сюжет (хотя, может, он и покажется кому-то простым) о возлюбленных, которых разлучил злой колдун и которые должны отвоевать свое счастье. Это та самая любимая с детства сказка (к слову, в основу картины легла средневековая легенда), которой время от времени хочется каждому из нас. Ну и, конечно, дуэт Рутгера Хауэра и Мишель Пфайффер – ослепительно красивые, играющие своих героев и передающие их любовь друг к другу и к жизни удивительно тонко, словно бы и не играют вовсе... Сколько лет прошло с премьеры? 34? А ведь фильм ничуть не устарел.
«Слепая ярость» (1989)
Классический брутальный боевик начала 90-х – жестокий, зрелищный, динамичный и даже с юмором. Штампы есть, но их в меру, а некоторые сюжетные повороты даже приятно впечатляют – и это в 2019-м году-то, когда столько всего снято и «пережевано». Рутгер Хауэр здесь сыграл ослепшего ветерана Вьетнама Ника Паркера, который после потери зрения путем тренировок научился «чувствовать» мир и ориентироваться «по слуху», развил интуицию и укрепил волю. Когда на его пути появляется вконец обнаглевшая банда наркодельцов – он без особой спешки, красиво, надежно и качественно расправляется с ними, на радость любящему экшн и катаны зрителю. Хауэр для съемок брал уроки владения катаной и, как вспоминал его наставник Сё Косуги, так увлеченно и много тренировался, что сенсею, поначалу раскрывшему ему только оговоренные «эффектно выглядящие» в кадре движения, пришлось обучить актера и более изощренным техникам.
«Достучаться до небес» (1997)
Здесь мы говорим о Хауэре как о мастере эпизода. Его роль в известном фильме Томаса Яна «Достучаться до небес» совсем маленькая – «босс боссов» Куртиц, чей миллион и похитили Руди и Мартин, появляется на экране буквально на минуту. Но зато какое это появление и что оно значит и для героев, и для зрителей. Именно разговор с Куртицем предваряет финал путешествия друзей к берегу моря, и именно он произносит тот прекрасный монолог о разговорах на небе – слова, которые звучат, когда Руди и Мартин отправляются навстречу своему последнему рассвету.