Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 лучших рок-альбомов первой половины 2019 года

Выбор Всеволода Баронина: «Flesh & Blood» Whitesnake, «Distance Over Time» Dream Theater, «Nucleus» Anthem и другие.
31 июля 2019 0
Обложки альбомов из подборки
Обложки альбомов из подборки

«Ретро-рок на марше» – так одной фразой можно описать десятку самых интересных работ первого полугодия в тех стилистиках, которую музыкальные эксперты всего мира причисляют к серьезным и которые требуют, как минимум, виртуозного владения инструментами и вокалом. Каковы бы ни были причины обращения музыкантов к собственному или постороннему музыкальному наследию былых времен, слушатель, переваливший за собственное 30-летие, должен быть безусловно рад этой ретро-волне. Да и молодому поколению после неожиданного прошлогоднего вполне мейнстримного успеха американской группы Greta Van Fleet тоже наверняка интересно, что хорошего можно было послушать еще до их собственного рождения.

Лучшие рок-альбомы первой половины 2019 года расположены в алфавитном порядке по названию групп и именам музыкантов.

«Nucleus»

Anthem

Даже в нашу эру цифрового глобализма японские хэви-группы первого поколения остаются малоизвестными за пределами своей родины. Тем более это странно для квартета Anthem, созданного бас-гитаристом Наото Сибато в 1981 году и заслужившего в 1990 году чести быть изданным в Европе в количестве аж трех альбомов. Однако студийных работ у Anthem далеко не три, а 17, в том числе культовый альбом «Heavy Metal Anthem» (2000), где ранние хиты коллектива перезаписаны с участием не нуждающегося в представлении вокалиста Грэма Боннета. «Nucleus» также представляет нам перезаписанный материал, но уже 2002-2017 годов и безо всяких знатных гостей, просто в современном составе группы. Как это всегда бывает с японскими составами «первого призыва», Anthem и сейчас, мягко говоря, ошарашивает европейского и американского меломана: Сибато и его коллеги исполняют и записывают сверхмелодичный и вроде бы банальный по аранжировкам восьмидесятнический хэви-метал с такой энергетикой и самоотречением, какие белому человеку в принципе недоступны. Все же для нас музыка если и дело жизни, но не настолько, чтобы записывать в общем-то ординарный альбом так, как будто это последнее деяние в жизни. Конечно, если бы подобные работы почаще выходили за пределами Японии, то ничего удивительного в них не было, но коль скоро «Nucleus» – первый неяпонский релиз Anthem за 29 лет, то он заслуживает попадания во все и всяческие чарты просто за подобную энергетическую экзотику и непоколебимую верность корням стиля.

«The Door To Doom»

Candlemass

Порядком утомившая всех поклонников главного дум-металлического состава Скандинавии чехарда с вокалистами решилась в абсолютно современном духе – на 12-м альбоме шведов Candlemass к микрофону встал Йохан Лангквист, в далеком 1986-м фигурировавший в качестве специального гостя на дебюте группы в грамзаписи, LP «Epicus Doomicus Metallicus». Может показаться, что это не более чем рекламный ход, как и гостевое соло лидера Black Sabbath Тони Айомми в номере «Astorolus – The Great Octopus», однако ничего подобного. «The Door To Doom» – это совершенно классический, несложный музыкально дум-металлический альбом, в очередной раз при этом продемонстрировавший совершенно незаурядные таланты лидера состава, бас-гитариста Лейфа Эдлинга как выдающегося композитора-мелодиста с совершенно узнаваемым индивидуальным почерком. Огромным плюсом альбома видится и его намеренно простое, точнее говоря – классическое продюсирование: никаких модных обработок на гитарах, все умения создать совершенно апокалипсический звук, не выходящий за рамки хэви-мэйнстрима – по-прежнему в руках дуэта гитаристов и в умениях Лейфа как саунд-продюсера. Наверное, к альбому может быть применена лучшая похвала в дум-метале: создается впечатление, что альбом создан и записан не в нашу эру высоких технологий, и даже не в 1986 году, а как бы вообще не в середине 70-х. Какие еще нужны комплименты для подобной хэви-классики?

«Distance Over Time»

Dream Theater

Наверное, даже самый дотошный поклонник нью-йоркских королей прогрессив-метала согласится с тем, что лучшим у группы так и остался ее второй, стилеобразующий альбом «Images And Words» (1992). Однако сами музыканты группы до позапрошлогоднего концертного турне «Images And Words Revisted», посвященного как раз четвертьвековому юбилею этой работы (и на концертах которого альбом игрался целиком) делали вид, что лично им это то ли неизвестно, то ли неинтересно. К счастью, выводы были сделаны правильные: «Distance Over Time», несмотря на уже давнее отсутствие в группе ее создателя, барабанщика Майка Портного, оказался самым близким к «Images And Words» альбомом со времен столь же достойного его последователя «Awake» (1994). Причем большая часть материала решена здесь даже не в стилистике прогрессив-метала, но на стыке коммерческого хард-н-хэви и технократического AOR'а («рока для взрослых») при весьма совершенной вокальной мелодике и заманчивых инструментальных хуках в припевах и даже вне их. Проявляя некоторую смелость, можно с легкостью сравнить материал нового альбома с классикой Kansas и Deep Purple – что ж, музыканты квинтета никогда не скрывали, какие группы 70-х оказали на них гигантское влияние.

Читайте также нашу рецензию на альбом «Distance Over Time» Dream Theater

«The End Of Chaos»

Flotsam and Jetsam

Поздней осенью далекого 1986 года аризонские трэш-металлисты Flotsam And Jetsam, имея в активе более чем приличный дебют «Doomsday For The Deceiver» (1986), пожертвовали своим лидером, бас-гитаристом Джейсоном Ньюстедом в пользу коллег-конкурентов Metallica. После этого творческого запала у группы хватило ровно на один альбом, а дальше ее материал скатился в совершеннейшую невнятицу – создается впечатление, что квинтет держался вместе только благодаря вышеупомянутой исторической заслуге. Но три года назад все изменилось: новый контракт с AFM Records даровал слушателю безымянный альбом (2016), после которого только и оставалось, что задать вопрос: а почему это Flotsam And Jetsam еще не причислены к лику величайших имен трэш-метала? Конечно, говорить о чистом трэш-метале и тогда не приходилось, а сейчас уж тем более: материал «The End Of Chaos» – это пауэр-трэш, скроенный по лекалам второй половины 80-х, но сыгранный и записанный с совершенно нечеловеческой энергетикой. Все, что можно сказать об этом альбоме, укладывается в два слова: инструменталисты взбесились, но эта исполнительская ярость очень идет к удивительно мелодичным номерам и совершенно изменившейся вокальной манере одного из старожилов группы Эрика Натсона, ныне удачно творящего себе кумира из фронтмена Iron Maiden Брюса Дикинсона.

«Kill Or Get Killed»

Iron Savior

Какое бы не стояло десятилетие на дворе, а немецкий состав Iron Savior, начинавшийся как чисто студийный проект еще школьных друзей, поющего продюсера и гитариста Пита Зилька и лидера Gamma Ray, гитариста и вокалиста Кая Хансена (экс-Helloween), так и остался едва ли не единственным рок-коллективом единой Германии, избегающий некоторой обидной бесхозяйственности в написании и записи студийного материала. Причем после ухода Хансена проект, обратившийся в полноценную рок-группу, стал только краше – благо наступили новые времена, когда ретро-метал вошел в небольшую, но устойчивую моду. Нельзя сказать, что «Kill Or Get Killed» радикально отличается от всех работ, записанных составом с 2002 года, и тем не менее нельзя лишний раз порадоваться за продюсерскую работу Зилька, идущую от его профессионализма как продюсера, четкого целеполагания и явного желания не быть похожим на все остальные группы немецкой нелегкой сцены. Новый альбом вновь звучит как работа загадочной американской хэви-группы из такой глубинки, куда модные новшества не доходят, но при этом безо всякой низкобюджетности и продюсерской халтуры. Конечно, кто-то заметит, что все, что сыграно на «Kill Or Get Killed», мы слышали уже примерно миллион раз, но для меломана, хоть что-то понимающего в студийном звучании, здесь важно не то, что сыграно, а то, как сыграно и записано.

«Brotherhood Of Metal»

The Rods

Кажется, со смертью лидера Motörhead Лемми Килмистера на Земле не осталось группы, почти также незамысловато выражающей суть хэви-метала – кроме, собственно, The Rods. До сего момента The Rods рассматривались как эдакая сноска в истории стиля, ведь бессменным гитаристом группы является двоюродный брат покойного Ронни Джеймса Дио – Дэвид Файнштайн, некогда игравший с Дио еще в группах Electric Elves и Elf. Но сейчас у парней есть все шансы вернуть себе гордое и реальное звание первопроходцев «американского металла» 80-х. Главным же преимуществом «Brotherhood Of Metal» видится как раз его теоретически глупая, а на самом деле идейная одномерность, выражаемая и его названием, и обложкой, и уж тем более музыкальным материалом, имеющим тем не менее известное сходство с дебютным альбомом как раз группы Dio «Holy Diver» (1983). Предыдущий альбом трио, «Vengeance» (2011), прошел фактически незамеченным из-за отсутствия европейского релиза, однако текущая моде на ретро-рок и ретро-метал просто взывает к тому, чтобы обратить имя The Rods в не менее значимое, чем у другого упомянутого здесь трио.

«Wired For Madness»

Jordan Rudess

Вы все еще сомневаетесь, что нынешний музыкант Dream Theater Джордан Рудесс – один из лучших и самых оригинально мыслящих рок-клавишников современности? Тогда к вам спешит его новая и, без сомнения, самая амбициозная работа, идейно-музыкальным стержнем которой является двухчастный 35-минутный (!) титульный трек, наглядно показывающий всякому желающему, кто на заре 2020-х годов оказывается истинным наследником покойного Кита Эмерсона. И несмотря на то, что среди знатных гостей на записи оказались коллеги Рудесса по Dream Theater, вокалист Джеймс Лабри и гитарист Джон Петруччи, параллелей с основным составом музыканта особо не просматривается – помимо наследий Кита ему, как всегда, ближе классическое творчество соотечественников Kansas 70-х и – новинка! – поп-джаз совершенно кабаретного разбора. Впрочем, здесь имеются и отсылки к блюз-року – еще одним гостем альбома оказался сверхпопулярный ныне условно молодой блюзмен со стажем Джо Бонамасса. Как говорится – слушать не переслушать, но еще больше восхищает, что «Wired For Madness» является именно тем альбомом клавишника-виртуоза, какие существовали исключительно во времена расцвета сложных музыкальных арт-роковых форм, то есть в 70-е. Параллели с работами не только Emerson, Lake And Palmer, но и Рика Уэйкмана и Дэйва Гринслейда тех времен напрашиваются сами собой – и не только инструментарием главного героя. Как и те великие альбомы, новинка от Джордана Рудесса требует нетипичного для нынешней цифровой эпохи сосредоточенности слушателя и вдумчивого знакомства с материалом альбома, предпочтительнее на качественной звуковой аппаратуре.

«40»

Stray Cats

Консервативная рок-пресса всего мира сходит с ума от счастья и уже величает юбилейный альбом в честь собственно 40-летия главного рокабилли-трио планеты не иначе как лучшей работой группы со времен ее третьего LP «Built For Speed» (1982). Радость понятна и объяснима, тем более чnо два последних альбома Stray Cats, «Choo Choo Hot Fish» (1992) и кавер-сборник «Original Cool» (1993), обе записанные после второго реюниона, не отражали всей задорной прямолинейности, которым трио и прославилось. Другое дело, что между 1993 и 2019 годами лежала славная эпоха работы лидера группы, певца и гитариста Брайана Сетцера с собственным биг-бэндом The Brian Setzer Orchestra, и идиомы свинга так крепко въелись в сознание Сетцера, что «40» не слишком схож музыкально с ранними, совсем музыкально простыми работами Stray Cats. Теперь гитарные партии безусловно красивы, хотя и в меру усложнены, но все равно трио исполняет не «актуальную музыку», но откровенный ретро-материал, причем не важно, происходит это 40 лет тому назад или прямо сейчас. Однако этот легкий отход от канонов былого и очевидное превращение группы в крайне усеченную версию The Brian Setzer Orchestra нисколько не мешает тем, кто готов плясать под эти песни до упаду. В Германии и Финляндии «40» попал в национальные альбомные Top-10, на шестое и седьмое места соответственно.

«Stray From The Flock»

Mike Tramp

В тот самый момент, когда уже никто не ждал от бывшего лидера групп Freak Of Nature и White Lion, певца и «немного гитариста» Майка Трампа ничего, кроме акустических концертных программ и столь же тихих альбомов, он ошарашил мир как бы не лучшей студийной работой со времен своего дебютного сольника «Capricorn» (1997), причем записанным с нормальным рок-составом. Еще бы, 22 года назад то был последний альбом, записанный Майком почти безо всяких влияний со стороны альтернативного рока. Но с такими новыми песнями он смело может выступать хоть в клубе на 200 слушателей, хоть – причем вполне успешно – на серьезном стадионе в немаленьком поселке городского типа где-то на просторах Аризонщины или Огайщины. «Ничего особенного не делал, оно само так получилось», – так с легким сердцем мог бы сказать Майк Трамп о «Stray From The Flock». И что тут действительно особенного? Майк очень ловко балансирует между поп-роком и совсем простым и неагрессивным байкер-роком – на выходе получились эдакие песни мотоциклетных ковбоев, которые не задумываются о длине своих творений и даже неочевидных источниках вдохновения: «едет и поет». Если совсем кратко – давненько не приходилось получать от ветеранов 80-х такого альбома, который хочется назвать и пошло, и политкорректно – то есть личным и с человеческим лицом. Только в данном случае это никакая не пошлость, а правда.

«Flesh & Blood»

Whitesnake

Хождение бывшего фронтмена Deep Purple Дэвида Ковердейла по второму кругу собственной музыкальной эволюции началось еще в 1997 году с выходом альбома Whitesnake «Restless Heat», носившему имя группы исключительно в силу коммерческих (и несбывшихся) расчетов издателей, а на деле являвшегося сольной блюз-роковой работой вокалиста. Понадобилось 22 года студийных проб и ошибок, а равно и отменных концертных программ со старым материалом, пока Ковердейл и его музыканты добрались до вообще-то давно чаемой поклонниками попытки записать новую версию исторического, без преувеличения, альбома «1987», он же – просто «Whitesnake». Поздравим рок-ветерана – альбом определенно удался, причем группа сумела избежать и продюсерской «оструганности» «1987», и не лучшего цифрового звука двух последних студийных работ. На сей раз группа комбинирует технократический исполнительский подход, свойственный двум ее американским альбомам (1987 и 1989) и манеру написания материала в духе незабвенных номеров «джинсового» периода существования группы (1978-1984), да еще внимательно следит за звуком. Результат прекрасен: украшенный неотразимыми балладами, «Flesh & Blood» ни в коем случае не роняет имя группы Whitesnake.

Читайте также нашу рецензию на альбом «Flesh & Blood» Whitesnake



В центре внимания

Поделитесь с друзьями