Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
0 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Маяк»: Роковая чайка на острове проклятых

Почему черно-белый хоррор, где Уиллем Дефо тиранит Роберта Паттинсона, – один из самых тревожных фильмов этого века.
12 января 0
Кадр из фильма​ «Маяк»
Кадр из фильма​ «Маяк»

Фильмы ужасов студии А24 продолжают удивлять, и «Маяк» доказывает, почему вся эта похвала оправдана. Нетрудно было догадаться, что черно-белая картина Роберта Эггерса, который прославился хуторским жутиком «Ведьма», получится дикой, и это комплимент. «Маяк» – кино исключительное, хоть и напоминает «Сияние». Но что не напоминает «Сияние»?

Эггерс сделал мистическую историю о болтливом смотрителе маяка и молчаливом юнце, который вкалывает за двоих. А хромой старик пьянствует, рассказывает страшные сказки о морских богах и демонстративно портит воздух. Дефо нещадно капитанит, а Паттинсон послушно подчиняется. Но однажды молодой и униженный не выдерживает тиранию бородатого и взрывается неистовым гневом, крича в лицо Дефо все, что думает о пахнущем мочой, «как гнилой член», старике и его стряпне. А еще в фильме появляются зловещие чайки, сны о русалках и бушующий шторм, так что возникает справедливый вопрос: о чем же это странное, композиционно идеальное, похожее на кошмар из прошлого кино?

0
0.0
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку
2019

На скалистом, безлюдном, покрытом плотным туманом острове персонажи не одни. Фильм не просто так называется «Маяк», ведь важнее не столько конфликт смотрителей, в которых пребывает дурная природа, сколько сам маяк, эдакий Монолит – олицетворение некой загадочной, непознаваемой силы, великой тайны, которую старик жадно охраняет.

«Маяк» может быть рассказом о власти, будь то отношения между отцом и сыном, учителем и учеником, богом и человеком, который пытается познать запретное, увидеть ослепительно-белый свет. «Маяк», как «Сияние», может быть и об ужасах одиночества. Смотрители застряли на загадочном острове, на который обрушивается шторм, как снегопад на зловещую гостиницу, в которой безумствует писатель. «Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья», – это же о трудяге Паттинсона, который пашет, как раб. Фильм Эггерса во многом перекликается с шедевром Кубрика: история о сумасшедшем смотрителе, который верит в силу маяка (тот же «Оверлук»), а еще безумец с топором, визжащая русалка вместо гниющей старухи в ванне, и поток воды пробивает окно, как волна крови вырывается из лифта. «Маяк» даже скорее о том, что безделье сводит с ума, превращает человека в животное, потому что без труда теряется смысл жизни. Этот хоррор о том, что любое безумие заполняет пустоту.

Кадр из фильма «Маяк»

Кадр из фильма «Маяк»

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя», – так сказал Ницше, а Эггерс сделал об этом фильм. «Маяк» – именно об этой бездне. И когда один смотритель яростно убивает одноглазую чайку, которых, как гласят приметы, убивать нельзя, потому что в птицах таятся души погибших моряков, буря становится агрессивнее, будто сам бог обрушивает свой гнев на человека, бросает вызов, проклинает и обрекает на мучительную смерть. В истории о русалках, щупальцах и птицах (вспомните Хичкока) определенно есть что-то религиозное, а не только фрейдистское.

Читайте также: Пучины безумия. Почему «Сияние» – идеальный хоррор

Сюжет под абстрактную, завывающую и бесконечно пугающую музыку Марка Корвена постоянно чередуется сюрреалистичными видениями и обостренными отношениями персонажей Дефо и Паттинсона, которые сперва ненавидят друг друга, потом поют и пляшут, а затем бьют друг другу морды, потому что выясняется – оба бегут на остров от страшного прошлого. Побег становится попыткой искупить грехи или постичь иррациональное, погружающее во мрак, в безумие, ведущее к смерти. И чем безумнее персонажи, тем безумнее становится остров. Люди, стихия и дом у маяка находятся в ритме друг с другом. А зрителю остается гадать: неужели на хмуром острове в самом деле живут русалки и монстры или вся эта дичь – воображение параноика? Такой же кошмар, который переживает смотритель «сияющего» отеля в «Сиянии». А может, бесплодный остров – ад, а грязные смотрители – изгнанные в этот ад?

Кадр из фильма «Маяк»

Кадр из фильма «Маяк»

В этой мистике о морском потустороннем можно увидеть и древнегреческий миф: одержимый волшебным маяком – Прометей, а взывающий Тритона вещий старец – Протей. Однако фильм не столько о сюжете, сколько об атмосфере, и это не значит, что «Маяк» – кино не для всех. Для кого, если не для всех? Кто пришел за триллером, ужасом и драмой – добро пожаловать. А эстетам вообще причины не нужны – смотреть обязательно.

Хоррор без проклятых кукол, зубастых клоунов и монстров из могил показывает – самое страшное таится в грешнике, который безнадежно борется с могущественными силами природы. Чертовски странный фильм полон тревожных образов, которые будут преследовать зрителя, внушая мысли об ужасах, скрывающихся в пучине морской и человеческой. Роберт Эггерс сделал жутик о пороках и страхах слабого человека, который зачарован маяком, буквальным и метафоричным, пожирающим плоть и душу.

Поделитесь с друзьями