Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Просто помиловать»: Справедливость для всех

Добротная судебная драма с хорошими актерскими работами Майкла Б. Джордана, Джейми Фокса и Тима Блейка Нельсона. Но не все в ней идеально.
27 февраля 2020 0
Кадр из фильма «Просто помиловать»
Кадр из фильма «Просто помиловать»

27 февраля в кинотеатрах России стартовал прокат основанной на реальных событиях судебной драмы «Просто помиловать» Дестина Креттона. Ведущие роли в картине исполнили Майкл Б. Джордан, Джейми Фокс и Бри Ларсон. Разбираемся, какой получилась новая кинокартина о борьбе за социальную справедливость в США.

После адаптации известных мемуаров Джаннет Уоллс «Стеклянный замок» американский кинематографист Дестин Креттон вновь решил перенести на экран реальные события. На этот раз в ленте «Просто помиловать» Креттон пересказывает киноязыком историю о борьбе за свободу простого афроамериканца, приговоренного к высшей мере наказания за убийство, которого он не совершал.

По сюжету фильма «Просто помиловать» темнокожий лесник Уолтер МакМиллиан из Алабамы обвиняется в жестоком убийстве белой женщины. Ему грозит смертная казнь на электрическом стуле. За его дело берется молодой юрист Брайан Стивенсон, который решил посвятить свою жизнь борьбе за социальную справедливость. Ознакомившись с делом, Брайан не находит никаких серьезных доказательств вины Уолтера, кроме сомнительных свидетельств другого осужденного Ральфа Майерса. В гонке со временем Стивенсон предпринимает все, что в его силах, чтобы добиться оправдания МакМиллиана.

Судебная драма «Просто помиловать» основана на одноименной книге Брайана Стивенсона. Она описывает события, которые произошли десятилетия назад, но проблемы, поднятые в ней, остаются актуальными и сегодня. Несовершенство судебной и правоохранительных систем – злободневная тема для многих стран, поэтому в рассказываемую авторами фильма историю легко погрузиться, не будучи американцем. Расовая проблема, в той или иной мере живая в США и сейчас, – лишь одна из многих причин, лежащих в основе социальной несправедливости. В каждой стране набор этих самых причин может отличаться, но суть их остается универсальной.

Кадр из фильма «Просто помиловать»

Кадр из фильма «Просто помиловать»

Повествование неторопливо ведет зрителя по событиям этой картины, раскрывая все новые нюансы несправедливого обвинения, возмущая и подталкивая на эмоции. Однако за пределами аккуратно, весьма структурно и шаблонно перенесенных в кадр реальных событий фильм «Просто помиловать» выглядит ровно и почти не примечательно.

У ленты есть одно безоговорочное преимущество – ее актерский состав. Роб Морган, Бри Ларсон и Рейф Сполл четко справляются со своими второстепенными ролями. Сыгравший Стивенсона Майкл Б. Джордан, исполнивший МакМиллиана Джейми Фокс и воплотивший Майерса Тим Блейк Нельсон особенно хороши в своих образах. Их мастерские работы во время просмотра фильма помогают забыть о некоторой режиссерской и сценарной вторичности картины.

В остальном же, несмотря на то, что фильм Дестина Креттона лишен откровенных слабостей и явных провалов в повествовании, в деталях ему все-таки не хватает искусности. Это бросается в глаза не только на фоне вечной классики жанра, вроде «Убить пересмешника», к которой фильм нередко (на свою беду) отсылает зрителя, но и в сравнении с недавно вышедшим мини-сериалом «Когда они нас увидят», в котором тоже показана реальная история социальной несправедливости в отношении меньшинств в США.

Кадр из фильма «Просто помиловать»

Кадр из фильма «Просто помиловать»

Проявляется это сразу в нескольких моментах. Так, важный для этой картины персонаж Джейми Фокса почти обезличен. С одной стороны, это можно воспринять как обобщение – но в то же время ничто не мешало уделить ему чуть больше внимания. Наличие семьи, конечно, похвально, но это не формирует объемный образ, который бы только помог зрителю глубже погрузиться в сострадание к этому герою. Кроме того, авторы нередко сглаживают острые углы, что не очень-то способствует полномасштабной демонстрации проблемы, до сих пор разрушающей жизни людей. Недостаток режиссерских и сценарных решений приводит к вторичности картины. Это заставляет зрителя сравнивать сюжетные линии или отдельные сцены с тем, что нам уже показывали в других судебных драмах, иногда в заметно более талантливом исполнении (в том числе в уже упомянутых «Убить пересмешника» и «Когда они нас увидят»). Хотя стоит отдать Креттону должное: сцена смертной казни одного из персонажей в ленте «Просто помиловать» поставлена с умом и чувством – это чуть ли не единственный действительно мощный момент фильма, которому силу придает в первую очередь режиссура и проработка сценария.

«Просто помиловать» – еще одно напоминание о том, что в мире, где часто проще быть богатым и виновным, чем бедным и невинным, социальная справедливость требует усилий. У Дестина Креттона получилось добротная судебная драма, которую украшают актерские работы Джордана, Фокса и Нельсона. Но в фильме, увы, нет новизны и достаточной решительности в освещении больной для американского (впрочем, не только) общества темы.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями