Сюжет испанской черной комедии настолько дикий, что забыть никак нельзя. Режиссер Аритс Морено и автор одноименного романа Антонио Орехудо Утрийя начинают фильм с женщины, которая едет в поезде, где к ней подсаживается улыбчивый седовласый незнакомец. Он утверждает, что работает психиатром в дурдоме, куда она сдала своего мужа. Так завязывается удивительный рассказ о войне, проституции, торговле детьми, мусоре, любви, убийствах и заговорах. «Преимущества путешествий поездами» – коллекция абсурдных и трагичных, ужасных и смешных историй о человеческих страхах и извращениях. Остается лишь очистить разум и слушать.
Байки загадочного собеседника увлекают и пугают, а потом женщина сама берется вспоминать события, которые привели к тому, что муж стал ковыряться в собственном дерьме палочкой от мороженого. Ее прошлое тоже пестрит странностями, вроде собачьего фетиша, садизма и сюрреализма. Авторы ловко играют с жанрами, раскладывая сюжеты «матрешкой» и стирая границы между правдой и вымыслом, воспоминанием и плодом больного (или богатого) воображения. Персонажи то ли признаются, то ли фантазируют, притворяясь и выдавая себя за других. Впрочем, какая разница, правда это или обман. «Правда утомляет меня, – говорит герой. – Зачем так стараться делать фильмы реальными, если все знают, что это не так?». Правда переоценена.
«Преимущества путешествий поездами» – не безупречный фильм. Одни истории страннее, ироничнее и сильнее других. Но нет никаких сомнений – это чертовски сумасшедший фильм. Рассказ о параноидальном сборщике мусора с грандиозной теорией заговора, который убеждает людей бросаться в мусоровозы, вообще гениален. Кино не простое, бытовое и уютное. Слово «бизарный», которое любят употреблять в современной русской кинокритике, наиболее точно характеризует эту экстравагантную картину о тревогах, желаниях и навязчивых идеях, где переплетены рассказчики, авторы и их персонажи, которые познают мир, как мы познаем со страниц книг и экрана телевизора. Теперь-то мы понимаем преимущества путешествий поездами. Изобретательно и остроумно, местами мерзко и жестоко, но особенно прекрасно под песню «El Amor» в исполнении Массиель.