Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
0 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Что смотреть на выходных. Американский хоррор. С чего начать?

В новом выпуске рубрики «Человек с видеопленкой» – пять американских фильмов ужасов 80-х, которые нужно посмотреть тем, кто устал от классики жанра.
11 июня 0
Кадр из фильма «Похоронены, но не мертвы»
Кадр из фильма «Похоронены, но не мертвы»

Кинематограф называют черным искусством, дескать, кино – зло. И это правда. Важнейшее из искусств давно связало себя с нечистой силой, а человечество всегда восхищалось собственным уничтожением. Рассказы о романтических героях, кровожадных злодеях, таинственных замках с духами и вампирами, мрачных лесах с ведьмами и оборотнями… Главными элементами хоррора, который родился вместе с кинематографом и который был бы невозможен без немецкого экспрессионизма, остаются тайна чудовища и страх того, что убежать от этого чудовища невозможно, ибо монстры и жертвы – мы.

Жанру нужно несколько вещей: буквальная или воображаемая замкнутость, дух потустороннего и чувство неизвестного. Однако главный смысл хоррора всегда кроется в образе чудовища, будь то место, люди и идеологии, которых мы боимся. Авторы стараются нащупать связь между социальными тревогами и иррациональным, стихийным, как в истории Франкенштейна. Жуткая сказка об искусственно созданной твари – фундамент не только хоррора, но и фантастики. Преступление ученого – не столько создание монстра, обреченного служить, сколько неумение монстром управлять. Франкенштейн – плохой родитель. Но кроме ученого, играющего в Бога, другим важным злодеем кровавого жанра является Дракула, клыкастый любовник, проникающий в женские спальни и погибающий, когда его бледное тело пронзают острым колом. Правда, прежде чем живые мертвецы вышли на большой экран, в литературе и кино дебютировал дьявол – отец хоррора, бросающий вызов Богу и человечеству.

История фильмов ужасов крутится вокруг одной темы: монстру нужно ваше тело. Дракула желает вашей крови, Сатана желает ваших женщин, а проклятие вурдалаков может превратить вас в зверя. Однако в 1960 году жанр изменился радикально. Только не в зловещем доме на холме, хотя именно там спрятан сушеный труп, а в ванной одного из номеров «Мотеля Бэйтса». «Психо» затмил фантастические ужасы о гигантских чудищах, задавивших готический хоррор, где переплетались детектив и мелодрама. Позже такими же событиями стали «Ребенок Розмари» Романа Полански и «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, которые явили миру ужасы об оккультном, то есть страшилки без монстров.

Кадр из фильма «Хэллоуин 2»

Кадр из фильма «Хэллоуин 2»

Хоррор – жанр одновременно самый изобретательный и провокационный, но и самый шаблонный. После хичкоковского шедевра зрителей накрыла кровавая волна сиквелов и переделок простеньких рассказов о безумцах, идущих по следам крикливых ребят и девчат, которых никто не понимает. Классические истории о призраках, вампирах и оборотнях вышли из моды. В эпоху боди-хоррора такие могли соперничать только с живыми мертвецами и серийными убийцами. Привидения пугают, но не убивают. Как и могилы, кости и черепа. А чудовища 80-х были обязаны убивать.

Фильмы ужасов неспроста называют кузницей кадров. Многие культовые режиссеры, вроде Дэвида Кроненберга и Джона Карпентера, Стюарта Гордона и Сэма Райми, Уэса Крэйвена и Тоуба Хупера, выстрелили именно в этом десятилетии. Не говоря уже о том, что тогда же родились одни из самых больших франшиз в истории кино: «Кошмар на улице Вязов» и «Пятница 13-е». Однако фильмы консервативных 80-х, по словам британского критика Кима Ньюмана, стали «тупее». Бездарные творцы? Отсутствие вкуса и чувства меры? Нет. Говорят, зрители изменились, предпочитая «молодежные ужастики», скопированные с «Хэллоуина» и «Психо». Так стали плодиться психи, убивающие с религиозным фанатизмом, причем именно в тот день, который указан в названии фильма.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»

Авторы этих картин стали увлечены спецэффектами, превращая убийства в шоустопперы, эдакие фильмы в фильме. Слэшеры начали пожирать самих себя. И даже когда холодная война вроде бы позади, и нет уже страха перед вторжением коммунистов или чужих с других планет, Голливуд мастерит хорроры о безумцах, мертвецах и демонах, или киноадаптации Стивена Кинга, или ремейки старых хитов, вроде «Хэллоуина» и «Техасской резни бензопилой». Американцы, которые породили бум ужасов, выпустив «Дракулу», «Франкенштейна» и «Мумию», вновь обращаются к золотой десятилетке хоррора. Все же верно подметил Ньюман: «Если хоррор умирает или мертв, он по крайней мере так же активен, как зомби и вампиры. И фильм ужасов, как и многие его персонажи, имеет привычку возвращаться».

Чудовища возвращаются, а жертвы – нет, поэтому для тех, кто хочет копнуть немного глубже, отбросим попсу и классику вроде «Сияния» (это идеальный хоррор, почему – ответ в нашем обзоре фильма), «Нечто», «Мухи», «Чужих», «Ночи страха», «Полтергейста», «Гремлинов», «Видеодрома», «Кристины», «Американского оборотня в Лондоне», «Дня мертвецов», «Возвращения живых мертвецов», культовых «Зловещих мертвецов», «Реаниматора», «Извне», «Восставшего из ада» и «Князя тьмы», и познакомимся с горсткой американских страшилок, которые затерялись в потоке ужаса.

«Похоронены, но не мертвы» (1981)

Кадр из фильма «Похоронены, но не мертвы»

Кадр из фильма «Похоронены, но не мертвы»

Атмосферный фильм ужасов о странных жителях прибрежного городка, где шериф становится заложником кошмарного заговора. Тревожный хоррор в духе «Тумана» начинается как винтажная эротика, но резко превращается в мистический хоррор о сумасшедшем гробовщике, одержимом черной магией. В эти тихие, холодные, покрытые туманом ночи погружают зрителя в городской миф, пока герой расследует загадочные убийства. Но кому он может доверять? Даже жена ведет себя подозрительно. Пора сдуть пыль с этого погребенного, но не мертвого. Добро пожаловать в таинственный Поттерс Блаф.

Читайте также: Эстетская мизантропия. Джалло как традиция еврослэшера

«Рука» (1981)

Кадр из фильма «Рука»

Кадр из фильма «Рука»

На заре карьеры Оливер Стоун, который уже тогда был обладателем сценарного «Оскара» за «Полуночный экспресс», сделал сюрреалистичный психо-хоррор, где отрубленная рука иллюстратора комиксов начинает всех убивать. Звучит трэшево, но «Рука», похожая на «Психо» и «Сияние», рассказывает не столько о яростной твари с пятью пальцами, сколько об одиночестве разгневанного художника, которому трудно отличить реальность от фантазии. Майкл Кейн страшно безумен и трагичен, Оливер Стоун в роли бомжа и напряженное музыкальное сопровождение великого Джеймса Хорнера. Героем хоррора может быть любой, даже рука.

«Психо 2» (1983)

Кадр из фильма «Психо 2»

Кадр из фильма «Психо 2»

Сделать продолжение одного из влиятельных фильмов всех времен – затея так себе. Но Хичкока никто не спрашивал – мастер саспенса умер, и историю о параноидальном киллере в парике, с ножом, который любит беседовать с мертвой мамой, развернули. Нормана Бейтса выпускают из дурдома и снова льется кровь. Кто-то пытается его подставить или измученный прошлым Норман опять сошел с ума? Ничего новаторского в киноязыке, но «Психо 2» получился меланхоличным сиквелом, который не злит, замыкая материнский круг и открывая двери кровавого мотеля. Как же приятно видеть Нормана снова в деле.

Читайте также: 9 крутых фильмов ужасов без компьютерных спецэффектов

«Скрытые» (1987)

Кадр из фильма «Скрытые»

Кадр из фильма «Скрытые»

Фантастический хоррор-боевик с погонями, стрельбой, пришельцами и трогательной драмой о любви, мести, дружбе и о том, что значит быть человеком. Кайл Маклахлен выступает в роли агента (или нет?), идущего по следу безжалостного серийного убийцы, который грабит банки и угоняет спорткары под бодрый рок. Пришел, увидел, победил. «Скрытые» – сумасшедший аттракцион о жучаре, которая вселяется в человека и прет за «американской мечтой». «Вторжение похитителей тел», «Смертельное оружие», «Американский психопат» и «Терминатор» в одном. Секс, кровь, наркотики и камео Дэнни Трехо за решеткой.

«Капля» (1988)

Кадр из фильма «Капля»

Кадр из фильма «Капля»

Провинциальный городок становится жертвой космического желе, которое поглощает все на своем пути, и чем больше чудовище жрет, тем больше оно становится. Инопланетный гость или экспериментальное оружие? «Капля» напряженная, но потрясающим этот традиционный для жанра сюжет делают гротескные спецэффекты. Фильм по духу и сюжету похож на «Нечто», но еще больше напоминает «Вкусную дрянь» – жутик, в котором монстра едят люди, а не монстр ест людей. Кино, однако, не о мерзкой жиже, а об американском обществе и любви к «Кока-Коле», национальной шипучке звездно-полосатой. Страшно современный хоррор.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями