Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
0 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​13 жутких фольклорных хорроров

Чертова дюжина фолк-хорроров, в которых есть мрачные мифы и легенды со всего света, диковатые культы и страшные обряды.
21 июня 0
Кадр из фильма «Солнцестояние» (2019)
Кадр из фильма «Солнцестояние» (2019)

Лучший хоррор не тот, который с самыми навороченными эффектами, а тот, который ближе всего подберется к стрункам души зрителя. Сделать это можно разными способами и в разных декорациях. Но один из самых колоритных и почти всегда беспроигрышных подходов – это через фольклор. Тут можно сыграть и на страхе (и интересе) зрителя перед неизведанным, и на обманчивой наружности «аборигенов», и на мифологическом мировоззрении… В день солнцестояния мы вспоминаем самые пугающие и яркие хорроры мирового кинематографа, которые раскрывают перед зрителем свои острые темы через фольклор, религию и традиции.

«Плетеный человек» (1973)

Кадр из фильма «Плетеный человек» (1973)

Кадр из фильма «Плетеный человек» (1973)

«Плетеный человек» Робина Харди – фильм, уже ставший образцово-легендарным. Любую новую картину, которая затрагивает темы фольклора, обрядов и ритуалов, неизбежно будут сравнивать с ним.

В 1978 году «Плетеный человек» стал «Лучшим фильмом ужасов» на премии «Сатурн», Стивен Кинг включил его в свой список 100 значимых хорроров за 1950-80 годы, а Кристофер Ли назвал роль, которую он здесь исполнил, лучшей в своей карьере.

В центре сюжета картины оказывается инспектор Нил Хоуи – он прибывает на отдаленный остров у берегов Шотландии, чтобы расследовать дело пропавшей девочки по имени Роуэн. Однако, к его удивлению, местные жители отрицают само существование Роуэн, даже ее родная мать. По ходу дела выясняется, что на острове процветает язычество: люди практикуют кельтские, весьма специфичные, даже шокирующие обряды. Когда инспектор пытается покинуть остров, то понимает, что это уже невозможно. С самого начала его появление здесь было спланировано – он стал частью древнего ритуала с жертвоприношением.

Атмосфера фильма выстраивается благодаря аутентичности острова и его непохожести на все, к чему мы, зрители, привыкли. Необыкновенные маскарады с пугающими яркими масками, странная «медицина», эро-тотемы, которым поклоняются местные жители… Детали продуманы и показаны с маниакальной тщательностью – именно это и привносит в фильм такое вязкое, не отпускающее тревожное чувство, которое не рассеивается даже после титров.

До 2019 года «Плетеный человек» оставался эталоном для режиссеров, решивших поиграть с культами. Потом появилось «Солнцестояние» Ари Астера, которое теперь составляет картине Харди достойную компанию (о нем ниже).

P.S. В 2016 году вышел ремейк «Плетеного человека» с Николасом Кейджем, но о нем говорить особо и нечего.

«Таинственный лес» (2004)

Кадр из фильма «Таинственный лес» (2004)

Кадр из фильма «Таинственный лес» (2004)

Когда Сигурни Уивер прочитала сценарий будущего фильма М. Найта Шьямалана «Таинственный лес», ее несколько ночей подряд мучили кошмары. Актриса даже говорила, что этот хоррор должен стать одним из самых страшных в современном кинематографе. Ну, хотя самым страшным он в итоге и не стал, но жутковатости и аутентичной атмосферы ему точно не занимать.

Мы знакомимся с жителями затерянной в лесах деревушки. Живут они дружно и спокойно, хозяйство ведут сами, все работают, вместо денег обмениваются продуктами… Одним словом – деревенский рай образца начала XIX века. Правда, есть одно большое «но». В лесу, которым деревня окружена, водятся таинственные они – те, кого нельзя называть, страшные чудовища, которые нападают ночью. Жители до священного ужаса их боятся и никуда из деревни не выходят. Но однажды тяжело раненному парню требуется лекарство. Чтобы найти его, в лес отправляют его слепую возлюбленную.

Написать и снять такое мог только Шьямалан. Фильм обладает особенной притягательностью – от экрана оторваться невозможно. Режиссер умеет самыми простыми и непритязательными способами нагнать страху, приправив его атмосферной музыкой или длинными планами.

Актерский состав в фильме очень вкусный: Брайс Даллас Ховард, Хоакин Феникс, Эдриан Броуди, Уильям Херт, Сигурни Уивер, Брендан Глисон. Звездная такая деревенька.

«Жатва» (2007)

Кадр из фильма «Жатва» (2007)

Кадр из фильма «Жатва» (2007)

Библейские пророчества, казни египетские, поклоняющиеся дьяволу сектанты, ангелы-защитники, священники и Хилари Суонк, стоящая во главе всего этого божественного безумия. Вот он, фильм Стивена Хопкинса «Жатва».

По сюжету героиня Суонк Кэтрин Уинтер – когда-то яростная христианка, а теперь, после личной трагедии, не менее яростная атеистка – промышляет на жизнь тем, что разоблачает религиозные чудеса. Но однажды ее приглашают в городишко, где ни день, то что-нибудь чудесное да происходит: то с неба сыплется дождь из жаб, то нашествие саранчи, то массовый мор скота, то еще что-нибудь. Местные жители, как один, обвиняют во всем маленькую девочку, якобы посланницу дьявола. Сюжет поворачивается так, что Кэтрин и сама начинает в это верить, хотя и не хочет.

Читайте также: 10 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

«Дочери танца» (2015)

Кадр из фильма «Дочери танца» (2015)

Кадр из фильма «Дочери танца» (2015)

Для Агнешки Смочиньской фильм «Дочери танца» (также «Соблазн») стал дебютом в большом кино. За основу режиссер взяла старую сказку Ганса Христиана Андерсона «Русалочка». Но тут нет ничего от той доброй русалочки – только разве что рыбьи хвосты.

Две молодые русалки Злата и Сребра от скуки покинули морские пучины и устроились стриптизершами и певицами в ночной клуб. Уже эпично! Девушки быстро становятся звездами, и им вроде весело и вольготно. Кстати, еще один важный факт: героини не просто русалки, они плотоядные. Вскоре Сребра влюбляется в простого парня, гитариста. Злату и Сребру предупреждают, что если парень в конце концов предпочтет ей земную девушку, его нужно съесть, иначе несчастная русалка превратится в морскую пену. События развиваются своим чередом, но финал, будьте уверены, будет кроваво-жутким и трогательным одновременно.

Действие «Дочерей танца» происходит в 1980-х годах, и все здесь – от рыбьих хвостов до интерьеров, от нарядов до секса – блестит, сверкает и переливается. Фильм в прямом смысле слова ослепляет своей яркостью. Строго судить картину язык не поворачивается: здесь много логических дыр, шитых белыми нитками (иногда в прямом смысле) поворотов, поют и танцуют здесь нарочито невпопад, но сколько здесь отрыва, задора, любви и чудаковатости! За счет этого «Дочери танца» затягивают в свой водоворот.

«Ведьма» (2015)

Кадр из фильма «Ведьма» (2015)

Кадр из фильма «Ведьма» (2015)

«Ведьма» Робертса Эггерса придется по душе натурам тонким, чувствительным и философствующим. Тем, кто любит «бу!»-эффекты, монстров и хоррор-мясо, фильм может показаться затянутым и даже вялым, медленно-текучим. Однако в этом и главная прелесть картины. Эггерс делает акцент не на действиях, а на то том, что и кто их совершает.

Изгнанная из общины семья селится на краю леса, заводит небольшое хозяйство и пытается выжить как умеет. Но все идет наперекосяк. Посевы гибнут, животные чахнут на глазах, охота редко бывает успешной. К тому же в лесу обитает что-то пугающее и опасное, и оно один за другим начинает изводить детей. Все это происходит на фоне фанатичной веры в Бога, который предстает здесь жестоким и настолько равнодушным, что выбор в пользу дьявола вполне очевиден – он хотя бы не заставляет так страдать.

Но «Ведьма» даже не об этом. Фильм о человеческих отношениях, об обмане, о неспособности признать свои ошибки, понять самых близких людей и помочь им. Каждый зациклен лишь на себе – потому и происходит то, что происходит.

«Ритуал» (2017)

Кадр из фильма «Ритуал» (2017)

Кадр из фильма «Ритуал» (2017)

На первый взгляд, история «Ритуала» банальна до невозможности. Четверо друзей отправились в поход по лесам Швеции. Никто на самом деле идти не хотел, но полгода назад их товарища, который горел этой идеей, жестоко убили. Поездкой приятели решили почтить его память.

Где-то на середине пути один из героев подвернул ногу, и друзья решили срезать через лес. Вот там-то все и началось. Сначала сильнейший ливень, который загнал их под крышу мрачной брошенной хижины, потом странные сновидения, напугавшие всех до полусмерти, а после – безуспешные попытки выбраться из жуткого леса, темное страшное нечто, следующее по пятам, таинственные ритуалы и сумасшедшие фанатики местного бога-демона.

Режиссеру Дэвиду Брукнеру удалось создать ту самую атмосферу хоррора, когда по-настоящему страшно, при этом выпрыгивающих из-за кустов монстров, брызгающих слюнями и кровью, здесь нет. Фильм сплетается из потрясающе красивых видов, затягивающего в себя леса с голыми стволами деревьев, мягкой земли, звуков, темноты. В какой-то момент начинает казаться, что в воздухе ощущается терпкий запах еловых веток и дождя.

Читайте также: 13 хорроров с шокирующим и неожиданным финалом

«Фольклор» (2018)

Кадр из сериала «Фольклор» (2018)

Кадр из сериала «Фольклор» (2018)

Что ни говори, а азиаты умеют снимать по-настоящему страшное кино. «Фольклор» – мини-сериал из шести эпизодов, которые погружают зрителя в легенды и мифы Азии и сталкивают с местными чудовищами и страхами, гнездящимися глубоко в прошлом, но всегда присутствующими и в настоящем.

В проекте приняли участие шесть режиссеров из разных азиатских стран – Индонезии, Таиланда, Японии, Южной Кореи, Малайзии и Сингапура. Эпизоды никак не связаны друг с другом, и каждая серия представляет собой законченную историю.

Есть тут и рассказ об индонезийском демоне, похищающем детей; о мрачных тайнах одной японской семьи; о мстительном духе, обитающем в одном сингапурском городе; о призраке человека, который не может найти покой из-за совершенного при жизни убийства; о проклятии, которое обрушилось на рыбацкую деревню в Малайзии; о матери, которая решается на немыслимое ради того, чтобы контролировать сына.

В общем – нам остается только пожелать приятного просмотра. Свет не выключайте.

«Апостол» (2018)

Кадр из фильма «Апостол» (2018)

Кадр из фильма «Апостол» (2018)

Гарета Эванса («Рейд») прежде всего знают по боевикам и отличным экшн-сценам – потому еще интереснее будет глянуть его хоррор.

Сюжет «Апостола» немного перекликается с «Плетеным человеком». Главный герой Томас прибывает на один отдаленный остров – там живут сектанты-язычники. Он приехал туда, чтобы спасти свою похищенную сестру. На острове приносятся жертвы, практикуются жестокие пытки и наказания, а каждый вечер жители, состоящие почти сплошь из беглых каторжников, обязаны сдавать свою кровь. Вскоре глава сектантов узнает, что на острове чужак, и за Томасом начинается охота.

В фильме кровь льется рекой, жестокости море, ощущение безнадеги зашкаливает. Чувствительным зрителям фильм к просмотру не рекомендуется. Из однозначных плюсов – фанатики тут показаны не просто «шаблонными» типами, а живыми, в меру логичными и оттого еще более ужасными людьми.

«Голем: Начало» (2018)

Кадр из фильма «Голем: Начало» (2018)

Кадр из фильма «Голем: Начало» (2018)

Фильм братьев Паз стоит посмотреть хотя бы из-за прекрасной актрисы, исполнившей главную роль – Хани Фюрнстенберг.

Главная героиня Ханна, пытаясь справиться со смертью сына, увлекается древними еврейскими ритуалами и писаниями и узнает способ, как можно создать голема – существо из неживой материи, в которое вдохнули жизнь с помощью магии. Когда на родную деревню Ханны нападают, ее умения оказываются весьма кстати: она думает, что таким образом спасет общину. Вот только о последствиях призыва, по всей видимости, в рукописях не было сказано – а ведь голем, как никак, первородное зло.

Еврейские ритуалы, каббала, оккультный мистицизм, древние рукописи в изобилии присутствуют в «Големе». Если для Израиля все это является частью культуры и истории, то для неискушенного европейского зрителя это в новинку. Стоит учитывать и то, что «Голем: Начало» – не голливудская калька, а творение израильских режиссеров. Здесь не так уж много «привычных» хоррорных штампов и предсказуемых сюжетных ходов.

Читайте также: 10 самых нестандартных фильмов ужасов XXI века

«Дашра» (2018)

Кадр из фильма «Дашра» (2018)

Кадр из фильма «Дашра» (2018)

«Дашра» тунисского режиссера Абдельхамида Бушнака – это первый хоррор из Туниса. Этот фильм кровавый, страшный, темный и (!) основан на реальных событиях. Бушнак в одном из интервью рассказывал, что в современном Тунисе люди до сих пор верят в колдовство. Множество преступлений совершается на мистической почве. По каким-то своим критериям тунисские колдуны могут определить среди детей зухров – тех, чья кровь может «ублажить» демонов.

Бушнак собрал все свои знания по «колдунской» тематике, добавил каннибализма, ритуалов, сверхъестественных обрядов и историй из детства. В итоге получилось кино, которое рвет все хоррор-шаблоны и пугает уже только фактом существования.

Не стоит ждать от тунисского хоррора каких-то крутых спецэффектов. Даже если бы они там были – это уже давно никого не пугает. А вот созданную в фильме липкую паутину страха, которая все глубже окутывает по мере движения к финалу, недооценивать не стоит.

«Солнцестояние» (2019)

Кадр из фильма «Солнцестояние» (2019)

Кадр из фильма «Солнцестояние» (2019)

По «Солнцестоянию» можно изучать шведский фольклор. Здесь и оракулы, рожденные в инцестах, и расчлененка в ритуалистических канонах, и рунические тексты, и жертвоприношения ради урожая, и многое другое. Фильм не просто так называют тем, кто забрал пальму первенства у «Плетеного человека» как у знаковой картины о язычниках.

Страшно при просмотре становится тогда, когда вдруг думаешь: «А ведь я так же мог приехать в эту деревеньку просто отдохнуть». Жутко именно оттого, что, несмотря на внешнюю цивилизованность, в душе каждого из нас затаился древний человек, верящий в приметы, мифы и легенды. И способный на настоящую жестокость. Особенно, когда разум становится частью чего-то общего и большого.

С одной стороны, «Солнцестояние» заточено именно на деталях – подробные ритуалы, забористые вещества, яркие бэдтрипы… С другой – Астер рубит с плеча, не жалея ни зрителей, ни актеров. Если насилие, то чрезмерное, если истерика, то на полную, а если единый разум, то бесконтрольный. А на фоне всего этого ужаса – солнечные теплые деньки.

В нашей рецензии на «Солнцестояние» можно прочитать подробнее, почему фильм заслуживает внимания.

«Сторожка» (2019)

Кадр из фильма «Сторожка» (2019)

Кадр из фильма «Сторожка» (2019)

Фильм Вероники Франц и Северин Фиал «Сторожка» будто создан для эстетов и ценителей минимализма. В нем нет ничего лишнего, каждая деталь продумана и несет свой смысл. Самая яркая и большая деталь – это снег и бесконечные белоснежные просторы, которые намекают на холод как между всеми героями картины, так и внутри каждого из них.

Грейс, которую исполнила Райли Кио, отправляется со своим женихом Ричардом и его двумя детьми, Мией и Эйданом, в маленький домик в лесу, чтобы провести вместе Рождество. Казалось бы, идеальная возможность поближе познакомиться и укрепить отношения. Но не все так просто. Дети ненавидят Грейс и винят ее в смерти своей матери. К тому же они выясняют, что будущая мачеха – дочь религиозного фанатика, члены секты которого когда-то признали ее избранной и совершили самоубийство на ее глазах.

В какой-то момент Ричард уезжает в город по делам – и тут начинается пугающий трэш. Шепотки по углам, внезапное падение вещей, открывание дверей кем-то невидимым – напряжение нарастает и нарастает. Отношения Грейс с детьми на фоне всего этого только ухудшаются. Это обнажает главную проблему, о которой говорит фильм: это темы отношений внутри семьи и внутренних нерешенных конфликтов, которые не менее страшны, чем мифорелигиозные чудища.

Больше подробностей о том, чем любопытна «Сторожка», мы рассказывали здесь.

«Вий» (1967)

Кадр из фильма «Вий» (1967)

Кадр из фильма «Вий» (1967)

Без этого жутика наша подборка фольклорных фильмов ужасов была бы неполной. «Вий» с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей – самый фольклорный советский хоррор, лучше которого у нас не сняли до сих пор.

Здесь есть все: летающие на гробах и не только ведьмы, нечисть, бесящаяся в церкви, защитные молитвы, главный демон, способный видеть то, чего не видят другие. А еще жизнь и порядки бурсы, традиции украинской деревни, уклад жизни казаков, традиционные песни и пляски. Фольклор в чистом виде.

Молодой бурсак Хома Брут останавливается в хате ведьмы переночевать, и так уж получается, что убивает ее. Она же оказывается молодой панночкой, и перед смертью завещает, чтобы отходную молитву по ней три ночи читал Хома. Ему делать этого ой как не хочется, но выбор у него невелик. Каждую ночь его ждут жуткие встречи с прекрасной ведьмой, которая во что бы то ни стало хочет заполучить его душу.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями