Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Хаос – это нерасшифрованный порядок. Разбираем творчество Дени Вильнева

Как сделаны и чем важны фильмы без преувеличения главного режиссера десятилетия.
16 октября 2020 0
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

«Дюну» перенесли на год, а значит, кинопрокат вирусного 2020 года уже точно умер. И все равно ждем, потому что должно быть очень интересно. А пока мы сидим в ожидании новой экранизации романа Фрэнка Герберта, призываю окунуться в мрачные, загадочные и меланхоличные картины Дени Вильнева, которого объявили важнейшим режиссером декады.

Дени Вильнев на съемках фильма «Прибытие» (2016)

Дени Вильнев на съемках фильма «Прибытие» (2016)

Казалось бы, могли выбрать Кристофера Нолана как новатора стиля, а может, Дэмьена Шазелла как самого молодого в Голливуде. Однако самым интересным и неожиданным режиссером остается Дени Вильнев, чьи самые сильные и зрелищные картины были поставлены именно в 2010-х. Вот и ответ тем, кто спрашивает о новых творцах, вроде Бергмана, Тарковского и Куросавы. Вильнев – Кубрик и Спилберг нашего времени и «следующая надежда Голливуда после Нолана». Не просто так канадскому режиссеру доверили продолжение культовой классики «Бегущий по лезвию», а значит, и «Дюной» он подтвердит звание мастера фантастики.

«32 августа на Земле», «Водоворот», «Политех»

Кадр из фильма «Водоворот» (2000)

Кадр из фильма «Водоворот» (2000)

Одни называют Дени Вильнева «национальным достоянием Канады и любимчиком фестивалей», другие – самым перехваленным из сегодняшних голливудских режиссеров. Арт-мейнстримное творчество канадца не выделяется остротой и радикальностью. Скорее – разножанровостью. Он дебютировал романтической драмой о девушке, которая после автомобильной аварии хочет ребенка от своего лучшего друга, чтобы как бы переродиться. И друг соглашается на любовь, но только в пустыне. «32-е августа на Земле» (1998) мог снять только молодой дебютант. Фильм получился милым и наивным, зато следующий стал серьезнее. Драма «Водоворот» (2000) – о девушке, которая сбивает человека и скрывается, после чего ее жизнь превращается в хаос, и она решает наложить на себя руки, но остается в живых, чтобы искупить вину. А рассказывает эту трагическую историю умирающая рыба, предрекая: кто убил, будет убит. Картина с символическим названием «Водоворот» – такой же лабиринт жизни и смерти, как и все будущие произведения Вильнева.

В холодной черно-белой драме «Политех» (2009), названной «поэзией печали», Дени Вильнев изображает массовый расстрел в университете. Основанный на реальных событиях «Политех», похожий на «Слона» Гаса Ван Сента, обходит стороной политику, чтобы показать, как пустота, злоба, горе и вина подчиняют человека – темы, которые повторяются в других картинах режиссера, где тоже между тобой и смертью стоишь только ты. Взгляд одного из героев драмы останавливается на «Гернике» Пикассо, как камера Вильнева, пытаясь уловить смысл в бессмысленном и беспощадном. Смерть у Вильнева – не конец истории, потому что всегда остаются следы. «Он мертв, я жива. Он свободен, я нет», – звучит в строках письма выжившей в кровавой расправе.

«Пожары»

Кадр из фильма «Пожары» (2010)

Кадр из фильма «Пожары» (2010)

Первым фильмом Дени Вильнева, номинированным на «Оскар» и открывшим дорогу в Голливуд, стала драма «Пожары» (2010) – история брата и сестры, которые после смерти матери исследуют ее трагическое прошлое. Дети отправляются на Ближний Восток, чтобы узнать историю своей семьи и исполнить последнюю волю покойной, которая стала жертвой зверской войны. Они должны передать два письма: одно – брату, другое – отцу, которых девушка и юноша, рожденные в тюрьме, никогда не знали. Параллельно с поиском родных Вильнев показывает жуткие испытания матери во время войны. Ближе к концу рассказа, похожего на миф, брат и сестра раскрывают жуткую тайну изнасилованной и опозоренной «женщины, которая поет». Поиск истины – смысл всех фильмов канадца.

«Пленницы»

Кадр из фильма «Пленницы» (2013)

Кадр из фильма «Пленницы» (2013)

После «Пожаров» под аккомпанемент Radiohead режиссера пригласили в Голливуд, где его первой картиной стали «Пленницы» (2013) – тяжелый и виртуозно сыгранный триллер в духе Дэвида Финчера об отчаявшихся родителях, чьи дети пропали. Однако сила этой картины не столько в детективном расследовании, где зритель вместе с персонажами ищет выход из лабиринта, сколько в изображении состояния человека, который не в силах вырваться из оков ярости и печали. Лабиринт не случайно оказывается символом не только этого фильма, а всего творчества режиссера, у которого персонажи пробираются через буквальные и психологические коридоры и туннели, пытаясь не потерять себя в поисках правды о семье и вере, добре и зле, жизни и смерти.

Кадр из фильма «Пленницы» (2013)

Кадр из фильма «Пленницы» (2013)

Дени Вильнев говорит о грешных и несвободных, выворачивая наружу отчаяние впавшего в безумие. Отсюда и название фильма, которое точнее перевести как «Пленники» или «Заключенные», то есть фильм вовсе не о детях, а об измученных родителях, которые потеряли надежду. Разгневанный отец исчезнувшей похищает подозреваемого, допрашивает и зверски пытает, словно карающий Бог, а потом остается умирать в той же яме, ницшеанской бездне, где злодей держал его дочь. «Исчезновение детей – наша война с Богом. Заставлять людей терять веру... Превращать их в демонов, как вы», – признается одержимая. Это откровение созвучно с тем, что говорит священник в «Экзорцисте», объясняя существование зла: «Чтобы мы отчаялись. Чтобы показать нам, что мы – безобразные скоты. И что Господь не может любить нас».

«Пленницы» – кино об испытании. Не случайно в начале фильма герой молится: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Вильнев испытывает веру одиноких, отчаявшихся и поглощенных тьмой. Человек оказывается пленником собственных страхов, хаоса, который необходимо упорядочить.

«Враг»

Кадр из фильма «Враг» (2013)

Кадр из фильма «Враг» (2013)

А потом появился залитый желтизной «Враг» (2013) – тоже о монстре внутри. Знаменующий конец канадского периода Дени Вильнева, и снова с великолепным Джейком Джилленхолом сразу в двух ролях, «Враг» – это сюрреалистичный триллер об учителе истории, который находит своего двойника. Режиссер сделал глубоко загадочное кино о хаосе подсознания, а точнее – о зацикленном на контроле мужчине, который хочет бросить любовницу и вернуться к своей беременной жене, или наоборот. Сыгранные Джилленхолом персонажи Адам и Энтони – один и тот же человек, олицетворяющий конфликт рационального и иррационального, порядка и хаоса, но оба разделяют один и тот же страх: оказаться в ловушке. Кстати, отсюда паук и паутина как лейтмотивы, а двойника герой не случайно видит в только что просмотренном фильме. То есть двойник – будто персонаж из кошмара, рожденный параноидальным воображением.

«Прибытие»

Кадр из фильма «Прибытие» (2016)

Кадр из фильма «Прибытие» (2016)

После «Врага», самого спорного фильма в карьере, канадец взялся за фантастические блокбастеры: «Прибытие» (2016) принесло Вильневу первую режиссерскую номинацию на «Оскар», а элегантный «Бегущий по лезвию 2049» (2017) получил два «Оскара». Правда, одну статуэтку вручили оператору Роджеру Дикинсу, а другую отдали за визуальные эффекты. Сегодня обе картины кажутся разминкой перед настоящим магнум опусом режиссера.

«Прибытие», где прошлое на самом деле оказывается будущим, стало первой фантастикой Дени Вильнева и остается самой успешной картиной в его карьере. Адаптация повести «История твоей жизни» Теда Чана рассказывает о лингвисте Луизе Бэнкс, которая после загадочного инопланетного вторжения (не типично голливудского) получает задание найти общий язык с пришельцами, разговаривающими чернильными иероглифами. «Захватчиков» почти не видно, космические корабли похожи на кубриковские монолиты, никто не знает, почему они прилетели, а прелюдией к истории становится трагедия лингвиста – смерть дочери.

Кадр из фильма «Прибытие» (2016)

Кадр из фильма «Прибытие» (2016)

Изысканная фантастика говорит о языке как инструменте, который формирует наше мышление и восприятие. Персонажи изучают инопланетный язык, чтобы понять, почему пришельцы прибыли и грозит ли гибель человечеству. Выясняется, что угрожает человечеству только само человечество, а спасение лежит в знании. Вильнев, чтобы подчеркнуть эту мысль, показывает, как ученые и военные со всего мира не могут договориться друг с другом, что приближает мир к катастрофе. Человечество мыслит войной, однако главный смысл фильма в том, что мы в плену у времени. Героиня должна столкнуться с предопределенностью и принять неизбежное, и именно через нее Дени Вильнев размышляет, что значит быть человеком. Через познание «другого» мы познаем себя.

«Убийца»

Кадр из фильма «Убийца» (2015)

Кадр из фильма «Убийца» (2015)

Полной противоположностью фантастики о будущем, которое влияет на настоящее, стал «Убийца» (2015), где канадец поднимает старый как мир вопрос: что определяет добро и зло? История традиционная для криминального триллера: агента спецназа берет на службу тайная разведка, которая воюет с наркокартелями на границе Америки и Мексики, где закон один – выживает сильнейший. «Убийца» – в оригинале «Сикарио» – изображает конфликт идеализма и радикализма. «Святая» женщина, оказавшись в окружении суровых мужиков в форме, стоит перед дилеммой: оправдывают ли цели средства? Смысл фильма в том, что человек – грешник, а его язык – насилие. Никаких «подставь щеку».

Снова герой Вильнева – сомневающийся одиночка, странник на пути к истине. «Убийца» показывает, что призвать к ответу за зверства, увиденные в начале фильма – замурованные в стенах трупы – можно лишь жестокой расправой, потому что, как и в «Пленницах», власть бессильна. Персонажи в «Убийце» мутные и циничные. Идеалы главной героини, которая верит в закон, порядок и справедливость, рушатся, когда она видит, как ведется война всех против всех на «земле волков». Дени Вильнев рассказывает вновь о том, что заявляет начало «Врага»: «Хаос – это нерасшифрованный порядок», и если разобраться, эта тема заложена во всех картинах канадца. Персонажи живут между хаосом и порядком, на границе добра и зла, где нет своих – все чужие.

«Бегущий по лезвию 2049»

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Наконец, последний на сегодня фильм Вильнева – роскошный сиквел «Бегущего по лезвию». Вообще, взяться за классику – вызов для любого режиссера. Продолжение легендарной антиутопии вновь погружает зрителя в завораживающие городские пейзажи мрачного будущего, полные смога, дождя, неоновых реклам и логотипов корпораций. У Дени Вильнева история величественнее и неторопливее, вместо Харрисона Форда, блейдраннера, который охотился на беглых роботов, бродит грустный Райан Гослинг, который умеет играть молча, одними глазами. Новый герой – одиночка, почти человек без имени, репликант, а значит – инструмент, который обречен убивать себе подобных.

Объемный, насыщенный, названный «a future classic» фильм Вильнева снова говорит о выборе и судьбе, памяти и душе, и репликантах как безвольных рабах. Герой настоящего встречается с героем прошлого, который отказался от погони за бунтующими роботами и вместо этого влюбился в одного из них. Новый герой идет по его стопам, но вместо робота влюбляется в безупречной красоты девушку-голограмму (не трогать – только смотреть), вместо единорога – деревянная лошадка, а вместо дождя – снег.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Детектив находит останки женщины и идет навстречу прошлому, неизвестности, многозначной и расплывчатой, возвращаясь к воспоминаниям, как персонажи «Пожаров» и «Прибытия», чтобы познать великую истину, то самое «чудо», а потом, как во «Враге», встречает как бы своего двойника, подозревая, что он не тот, кем считал себя всю жизнь. Герой настоящего понимает: герой прошлого во всем прав. Живущий как отшельник Форд смотрит на размышляющего о бытие Гослинга, будто Бог или Его пророк, а Гослинг глядит на Форда так, будто нашел Отца. Воспоминания заставляют детектива верить, что он – избранный, то есть режиссер, как в других своих фильмах, опять обращается к теме знания и восприятия. Кто смотрел «Бегущего», тот понимает: воспоминания и переживания не принадлежат репликанту, и это ведет к потере веры и надежды.

Смакуя каждый кадр, Дени Вильнев показывает историю о поиске правды, страдании и милосердии, судьбе и свободе воли, искусственности и бессмысленности. И хотя монументальное продолжение, от которого трудно оторваться, останется в тени модернистского полотна Ридли Скотта, потому что «Бегущий по лезвию 2049» – кино постмодернистское, ностальгическое. Вильнев, не нарушая стиля, настроения и смыслов оригинала, говорит о революционном начале и, как всегда, о самопознании. «Бегущий по лезвию 2049» – не только картина Роджера Дикинса (вот кто здесь настоящий Бог), но и Дени Вильнева, чьи поглощенные тайной и тьмой, страхом и пустотой персонажи скованы судьбой, будто заперты в клетке, как герой Гослинга, «явственно до жути», чтобы приблизиться к истине.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями