В черно-белой биографической драме «Манк» Дэвид Финчер и его отец Джек Финчер воспевают незаслуженно обделенного вниманием и славой сценариста культового фильма «Гражданин Кейн» (1941) – Германа Манкевича. Разбираемся, каким получился фильм и как лучше подготовиться к его просмотру.
4 декабря на Netflix состоялась, пожалуй, одна из главных и самых ожидаемых кинопремьер 2020 года – вышла черно-белая биографическая драма «Манк» Дэвида Финчера. В основу картины лег дебютный в большом кино сценарий отца режиссера – Джека Финчера, скончавшегося в 2003 году. В 90-х картину, ведущие роли в которой должны были исполнить Кевин Спейси и Джоди Фостер, так и не сняли, однако ее время все-таки настало спустя два с лишним десятилетия. В своей работе Джек Финчер отдает должное сценаристу «Гражданина Кейна» Герману Джейкобу Манкевичу, чья заслуга в создании признанного шедевра десятилетиями принижалась как в индустрии, так и среди зрителей, а почти все лавры автора культовой картины доставались Орсону Уэллсу.
Сюжет фильма «Манк» повествует о талантливом, но все же далеко не самом известном и не всегда предельно серьезно относящемся к своей работе сценаристе «золотого века Голливуда» Германе Манкевиче. Пристрастному к алкоголю автору поступает предложение от вундеркинда мира кино Орсона Уэллса написать сценарий для его нового фильма. Полная творческая свобода, полученная Уэллсом от студии RKO Pictures перед началом производства картины, дает Манкевичу уникальную возможность свободно воплощать свои самые смелые фантазии, и она приходится сценаристу как никогда кстати…
Дэвид Финчер вместе со своим отцом в «Манке» рассказывают историю творца в период создания его лучшей работы и в предшествующие этому годы. В случае с Манкевичем, фильмография которого не отличалась множеством действительно удачных и прославленных картин (даже по меркам собственной семьи – его младший брат Джозеф Лео Манкевич в целом был более успешным кинематографистом), эта работа стала по-настоящему особенной. Она не просто заметно выделялась в художественном плане на фоне остальных в его карьере и принесла ему единственный «Оскар», но и получилась по-настоящему личной, ведь в ее сюжете Манкевич всей своей творческой силой воплотил действительно волновавшие его как человека и автора события.
Джек Финчер в своем сценарии к фильму не разбирает в деталях непосредственно процесс создания признанного шедевра кинематографа вместе с сопутствующими моментами просветления, страдания и «превозмогания» себя, не проводит глубокий анализ природы творчества и работы автора над своим детищем. Эта лента, скорее, сконцентрирована на событиях, которые происходили в жизни Манкевича незадолго до съемок фильма, волновали его и заставили поведать в своем новом сценарии именно ту историю, которую зрители в общих чертах увидели в «Гражданине Кейне».
Во многом синефильская киноистория, нелинейно развивающаяся в декорациях Голливуда с участием людей, которые держали его на своих плечах, прописана Джеком Финчером живо и где-то по-театральному экспрессивно. Реплики острого на язык Манкевича в мастерском исполнении Гари Олдмана льются юрким и звонким ручейком, слушая который, растворяешься в разворачивающихся на экране событиях. Особенно прекрасно и эффектно в своем то драматическом, то трагикомедийном ключе они звучат в эпизоде на вилле медиамагната Уильяма Херста, которого утонченно сыграл Чарльз Дэнс. Что у трезвого на уме, то у пьяного персонажа Олдмана в «Манке» выплескивается в виде мощного и хлесткого сатирического монолога, от которого не оторваться до последней секунды.
Дэвид Финчер решает рассказать историю Германа Манкевича в весьма своеобразном строго выдержанном стиле. «Манк» звучит и выглядит так, будто перебрался на малые экраны прямиком из голливудских кинотеатров той далекой поры. Черно-белое изображение, глуховатый аналоговый звук, уход в затемнение между сценами, словно перенесшиеся со страниц сценария титры в начале каждого эпизода. Все это под чутким управлением Дэвида Финчера и вместе с проработанными до мелочей декорациями и костюмами создает безукоризненно выверенный стиль и атмосферный аутентичный антураж картины, которые делают ее выдающимся кинематографическим произведением.
Важно отметить, что «Манк» Финчера полон диалогов и монологов персонажей, которые отсылают нас к произведениям и личностям «золотого века Голливуда», а также классике литературы. Помимо искусства и индустрии развлечений, в них упоминаются политические и общественные события, как мировые, так и локальные. Именно поэтому картину Финчеров можно назвать довольно требовательной к зрителю. Тем, кто совсем не знаком с «золотым веком Голливуда», перед просмотром «Манка» могу посоветовать обязательно познакомиться с «Гражданином Кейном», а также по возможности прочесть мини-биографии Германа Манкевича, Орсона Уэллса, Уильяма Херста, Мэрион Дэвис, Луиса Б. Майера, Ирвинга Тальберга и Эптона Синклера.
Фильм о создании лучшей работы Германа Манкевича нельзя назвать вершиной творчества Дэвида Финчера. Однако «Манк» – стилистически безукоризненное и по-настоящему мастерское полотно заслуженного кинематографиста и его не работавшего в большом кино отца. Такое пиршество для киноманов – большая редкость, поэтому наслаждаешься им с особенным удовольствием.