Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 7 Октября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке кино
0
0 4 Сентября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 2 Февраля 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Почему «Ирония судьбы, или С легким паром!» – самый популярный антисоветский советский фильм

И при чем тут роковая шутка Павлика.
30 декабря 2020 0
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Провожая старый год, мы по доброй традиции пересматриваем классику советского кино или включаем хотя бы для фона, пока сервируем стол, повышая градус и чувство праздника. «Иронии судьбы, или С легким паром!» вот-вот стукнет 45 лет, а это повод не только в который раз пересмотреть, но и написать об этом гимне Нового года. К тому же прошло пять лет как из жизни ушел Эльдар Рязанов, подаривший нам этой сказкой веру, надежду и любовь.

Грустную комедию, сделанную для телевизора, а потом выпущенную в кинопрокат, любят даже те, кто по советской эпохе совсем не ностальгирует. Любимые персонажи в исполнении выдающихся артистов оказываются в глупом положении, а еще, как пишет критик Денис Горелов, потому что авторы «нутром почуяли, что это про нас, про "щас спою", что это ценный веник». Но экранизация пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, которая вышла в эпоху возрождения советской комедии и стала таким же атрибутом новогоднего вечера, как салат «Оливье» и мандарины, несмотря на любовное настроение, является тонкой сатирой на советский быт.


Многие забывают, но фильм начинается не в бане, где веселые товарищи провожают одиночество Женьки Лукашина, героя Андрея Мягкова. Пролог – рисованный мультфильм. Там архитектор передает новый план здания разным бюрократам, который постепенно лишается индивидуальности и сводится к безликой новостройке. Сметая все на своем пути, шагают «типовые» советские панельки. «До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр "Ракета", где можно посмотреть типовой художественный фильм», – с издевкой замечает Павлик, герой Александра Ширвиндта. Дома, улицы и жизнь стали «типовыми», даже человека в аэропорту перепутали. Только «Ирония судьбы» – не типовой советский фильм, хотя кинематографически и драматургически он такой же простой и практичный, как панельные многоэтажки. Впрочем, простота формы и есть гениальность этой картины. Разве что хрена к ней не хватает.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Именно «типовые» советские новостройки, рассыпанные по всей стране, чтобы советский гражданин не чувствовал себя одиноким и потерянным, сближают живущих в разных городах героев. Фильм не просто так заканчивается признанием Лукашина: «Друзья мои! Я вам благодарен за то, что вы круто изменили мою жизнь. И что судьба забросила меня в Ленинград. И что в Ленинграде есть такая же улица, такой же дом и такая же квартира. Иначе я никогда не был бы счастлив. Мы никогда не были бы счастливы». Теперь совсем другое дело. Пьяный чудак, бегающий от женщин с «редкими» именами, перевоспитывается и становится «типовым» советским человеком в «типовой» квартире, обставленной «типовой» мебелью. Человек вроде бы просыпается другим, но остается в застывшем настоящем, поэтому мы точно не знаем, свернул ли Лукашин с этой дороги. Как говорит мудрая мать: «Поживем, увидим». Галю загулявший герой не любил, а Надю полюбил, но встретиться помогла не судьба, не божья воля (в СССР нет религиозных праздников), а одинаковость архитектуры, построенная безбожной советской властью. Вот и вся мораль.

Другой смысл волшебной истории в том, что жизнь нельзя подогнать под шаблон. Фильм – насмешка над идеалами СССР. Рязанов через абсурд показал конфликт мировоззрений. Незваный гость – Женя, пьяный врач, живущий с мировой мамой в Москве. Раз в год он с друзьями ходит в баню, но этот год для него судьбоносный. Женя собирается жениться. И вот друзья под теплую водку с разливным пивом отправляют его прямиком из бани в аэропорт, а оттуда в Ленинград. Нелепая случайность или злая шутка Павлика? Именно он, кстати, в свое время женился на девушке, в которую Женя, как тогда говорили, «втюрился». Видимо, товарищи – все женатые! – решили подшутить над другом и освободить его от женитьбы, хотя бы на чуть-чуть. Женя – образ наглого бунтаря, бесстыжего нахала и омерзительного нахлебника. Он и не скрывает, что делает людям больно, чтобы потом им жилось хорошо, на что трезвая Надя, героиня Барбары Брыльски, отвечает: «Я пытаюсь учить их [школьников] думать. Хоть самую малость. И иметь обо всем собственное суждение», то есть не быть «типовыми», а иметь выбор. Как поет Лукашин: «Думайте сами, решайте сами». Оба героя – выразители протеста, тихого сопротивления.


«Ирония судьбы» – о превращении труса в хулигана, который напился, разбуянился, расхрабрился и ворвался в чужую квартиру к чужой женщине. Перерождение героя остро чувствуется, когда появляется Ипполит, как образ советской власти. Герой Юрия Яковлева – человек старой закалки, строгий, ревнивый, серьезный, старомодный, а герой Андрея Мягкова – бросающий вызов вольнодумец, раскольник в буквальном смысле слова. «Искатель приключений» – именно так называет его Ипполит: «Для вас нет ничего святого. Такие, как вы, всюду суют свой нос. Верят не в разум, а в порыв. Вы неуправляемы! Для вас главное не разум, а чувство, импульс. Вы угроза для общества». Неудивительно, что Женя твердит, что он не Ипполит, когда Надя знакомит его с подругами, потому что люди вроде Ипполита живут, как положено, как предписано, «а жизнь нельзя подогнать под выгодную схему», нельзя превратить человека в заводной механизм, в «типовую», безликую, узнаваемую панельку. Для Жени счастье там, где свобода и мама, а семейная жизнь в одной из таких привычных новостроек – это кошмар, который для него может обернуться реальностью, если бы не посиделки в бане.

Ипполит, воплощающий партийного работника, большого начальника в галстуке, возмущается современным нравам, обвиняя Надю, что появление в доме незнакомца свойственно ее характеру. «Ты безалаберная. Молчи! Ты непутевая», – указывает ревнивец и остается ни с чем. Счастье через познание боли, страха, смеха и печали находят наивные и душевные Женя и Надя, люди творческие (оба играют на гитаре и поют грустные песни), а страдают «правильные» Ипполит и Галя, призывающие покончить с холостым положением, окончательно и бесповоротно встроиться в скучный, предсказуемый, «типовой» уклад жизни. Женись Женя на Гале, то непременно бы спился, а Ипполит не дал бы Наде продыху, если бы они остались вместе, и диктовал бы, как жить положено. «Ирония судьбы» – о конфликте прошлого и будущего, неотличимых друг от друга мертвых и живых, разрушающих старое, чтобы построить новое. Герой Яковлева, из которого делают посмешище, не просто так озлобленно замечает: «Естественно, нам не по пути».

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

И все же Ипполит, фигура глубоко трагическая, осознает, что в советском человеке пропал дух авантюризма, а счастье не может быть ожидаемым и запланированным. Осознает и отчаявшись принимает ледяной душ в надежде на чудо. Но мы же помним, что «процесс мытья, который в бане выглядит, как торжественный обряд, в ванной просто смывание грязи». Баня очищает от «типового» бытия, жизни по плану, по шаблону, без приключений. Вот об этом говорит Эльдар Рязанов в своем анекдотичном, бессмертном и любимом народом дневнике советского быта с его типичными интерьерами и ритуалами. Фильм об интеллигенции дал советскому зрителю возможность увидеть частную жизнь как побег от советской рутины. Как говорят, легкий фильм Рязанова «способствовал выживанию советских людей в глухие годы застоя, когда ничего не менялось». А сами герои сомневаются: «Ипполит ведь где-то прав. Мы немножко сошли с ума. Новогодняя ночь кончилась. И все становится на свои места». С Новым годом и с легким паром, друзья мои!





В центре внимания

Поделитесь с друзьями