Бывают такие фильмы, которые по трейлеру и/ или синопсису цепляют внимание интересной и яркой основной идеей, однако на поверку «выезжают» только за счет мастерства актерского состава. 28 января в российский прокат выходит комедия «Бывшая с того света» Эдварда Холла, который работал над хитом «Аббатство Даунтон», – и это («Бывшая») как раз такое кино. Все зрительское внимание приковано к актерам и тому, как они взаимодействуют друг с другом. Однако если немного отвлечься от искрометных диалогов и оглядеть картину в целом, то понимаешь, что не все так гладко с фильмом, как могло быть.
«Бывшая с того света» знакомит нас со знаменитым автором детективов Чарльзом Кондомайном (Дэн Стивенс), которому нужно написать сценарий для фильма по его же книге. Казалось бы, что может быть проще для успешного писателя – адаптировать свою же историю для киноэкрана. Однако работенка выпадает на период тяжелого затянувшегося творческого кризиса. Чарльз никак не может сдвинуться с места, а из-за литров алкоголя, уныния и сжатых сроков в успех этой затеи верится все меньше. Трудности сказываются и на отношениях с супругой Рут (Айла Фишер), которая регулярно напоминает Чарльзу о том, что пора бы уже сдать рукопись ее влиятельному отцу, который и занимается фильмом.
В период полного отчаяния наступает момент просветления. Прилюдное уличение во лжи медиума мадам Аркати (Джуди Денч) побуждает героя пригласить ее к себе домой, чтобы та устроила спиритический сеанс. Чарльз не верит во всю эту чепуху, тем более перед ним ведь обычная аферистка. Однако действия мадам Аркати, как он надеется, вдохновят его на более живое описание событий для сценария, где в сюжете как раз играет большую роль общение с духами. Сеанс проходит, Чарльз, Рут и их друзья как следует повеселились, но вот мадам Аркати не до шуток – она почувствовала нечто необычное. После сеанса из потустороннего мира в дом Кондомайнов прибывает призрак Эльвиры (Лесли Манн), бывшей жены Чарльза, которая умерла несколько лет назад. Все еще эмоционально привязанный к бывшей, писатель с помощью своей музы Эльвиры начинает работать над сценарием, который с каждым разом становится все лучше. Тем временем мертвая ревнивая женушка делает все возможное, чтобы Чарльз принадлежал только ей одной.
«Бывшая с того света» – это адаптация пьесы Ноэла Кауарда 1941 года «Неугомонный дух» (Blithe Spirit), и воздушная театральность чувствуется во всех сценах, которые, однако, эпизод за эпизодом «тяжелеют» под грузом невнятной суетливости повествования. Персонажи бегают туда-сюда, вспышками меняются сцена за сценой, а мы так и не успеваем толком погрузиться в историю. Разыгрывается настоящий спектакль: он обрел «киношные» объемы, но авторы попросту не выходят за границы воображаемой «театральной сцены», то ли не решаясь, то ли боясь нас как-либо удивить. В то же время, хотя история и загнана в «рамки», впечатляет игра актеров: им удалось разгуляться и порадовать зрителей эмоциональными и динамичными перформансами и разыгранными забавными диалогами. Дэн Стивенс, Айла Фишер, Лесли Манн и Джуди Денч идеально освоили свои роли и гармонично сыгрались друг с другом. У них получилась необыкновенная, очаровательная, «сверхъестественная» команда, которую не забыть. Жаль только, что прописаны сценаристами почти все герои плоско и предсказуемо. Самой интересной кажется разве что сама Эльвира, остальные – крикливые, карикатурные и недалекие.
Классический британский юмор в «Бывшей с того света» подается легко, естественно, хотя в отдельных моментах вплотную граничит с наигранностью. Зрителя забавляют незатейливыми шутками и неожиданностями, вроде шкафа с посудой на крыше особняка. Комедийные приемчики у авторов традиционные, невыдающиеся, но они хорошо вписываются и дополняют картину. Слезы от смеха, конечно, не польются, да и приколы недостаточно колкие и элегантные – даже для и так мягкого английского юмора. Графини Вайолет Кроули на них – авторов – нет. Все будто слишком «в меру». В отдельных сценах даже попросту не дотянули в плане «комичного перегиба», из-за чего комедия ослабла, потеряла свою экстравагантность, стала выглядеть наивной и легкомысленной. Однако важно, что шутки не раздражают – они освежают, бодрят, поднимают настроение и создают теплую дружескую атмосферу, будто проводишь время в кругу хороших знакомых.
И если актеры прекрасны, а юмор сносный, то вот со «сверхъестественным» беда. Всем мистическим сценам, да и просто важным твистам, не хватает «величественности», эдаких – та-дам! – фанфар. Появление призрака Эльвиры сопроводили молниями, раскатами грома – все как положено. Однако само ее возникновение прошло блекло, будто произошло что-то само собой разумеющееся – ни тебе интересных деталей, ни красивых визуальных эффектов. А это же кино, в конце концов! Во время просмотра «Бывшей с того света» вспоминается похожая по духу и даже концепции «я и две мои жены» комедия «Смерть ей к лицу». Там каждую сверхъестественную «штуковину» не скучно вбрасывали, как в «Бывшей», а представляли пышно, со всем размахом, ярко и грандиозно. В фильме «Бывшая с того света» остро не хватает чуткого и смелого подхода в подаче твистов, который мог бы заинтересовать и сочнее выделить эти самые повороты. Эта слабина ленты привела к почти полной потере эффекта «сюрприза». Внешне картина выглядит невероятно роскошно – богатые образы и живописные локации сыграли свою роль, – но волнующей и захватывающей воображение не становится. Складывается впечатление, что все сюжетные повороты проработаны на скорую руку, предоставлены сами себе. Получилась обычная комедия с хилой проработкой интриги, так что «Смерть» этой компашке совсем не «к лицу».
«Бывшей с того света» не удается удерживать внимание и заставить зрителя трепетать от волнения. Каким-то чудом комедия заманивает всегда забавными взаимодействиями противоречивых героев – актеры определенно повеселились на съемочной площадке! Традиционный и всегда актуальный британский юмор здесь не разворачивается во всем своем величии, но согреть душу и немного повеселить фильму удается. Заявка после трейлера у «Бывшей с того света» была многообещающая. А выжали из идеи создатели только половину того, что могли. Если не меньше.