Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Почему «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером – великий боевик

Фантастика Пола Верховена об игре в реальную жизнь снова в кинотеатрах.
3 апреля 2021 0
Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)
Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)

Говорят, именно «Вспомнить все» (1990) спас карьеру Арнольда Шварценеггера. Антиутопия на грани пародии, вдохновленная рассказом «We Can Remember It for You Wholesale» фантаста Филипа К. Дика, автора культового «Бегущего по лезвию», показывает космическую одиссею строителя, который разочаровался в американской мечте и теперь пытается выяснить, почему его мучают сны о Марсе. «Вспомнить все», поставленный голландцем Полом Верховеном, который, как точно выразился критик Михаил Трофименков, «из фильма в фильм ведет речь о тоталитарности современной западной цивилизации», еще называют лучшей картиной по Дику, а никак не «Бегущего по лезвию». Сильное заявление. Right? Wrong!

«Дешевле, безопаснее и лучше, чем реальность», – так рекламируют приунывшему от тщетности бытия Дагласу Куэйду машину, вживляющую в голову воспоминания, которых никогда не было, но вы верите, что они реальны. Герой с тягой к приключениям соблазняется рекламой турфирмы, садится в кресло и под воздействием веществ готовится стать тайным агентом, вождем революции, который возглавит на пустынной планете пролетарский бунт. Мечтать не вредно, но всем мечтам приходит конец, а вернуть деньги, как обещает компания Rekall, не получится.

Выясняется, работяга Куэйд, живущий с роковой хичкоковской блондинкой, в самом деле двойной агент, и вообще он уже летал на Марс, где должен был устроить диктатуре капитала красную жару и освободить порабощенный народ. Жизнь строителя была обманом, и теперь он пускается в бега, чтобы узнать, кто он, ведь Даглас Куэйд – не Даглас Куэйд, а Карл Хаузер, и он вовсе не строитель, а шпион, и не герой, а злодей. «Ты – не ты, ты – я», – внушает он себе из прошлого. Кажется, Куэйда знают все, кроме него. В общем, отпуск он себе придумал сумасшедший. Саспенс обусловлен загадкой судьбы героя, перестающего быть собой, смерть поджидает его на каждом шагу, а задумываются о смыслах бытия не только классики философии.

Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)

Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)

Пол Верховен, автор жестоких фантастических сатир «Робокоп» и «Звездный десант», усилил популярность легенды культуризма. Арнольда Шварценеггера прославил «Хищник», но его главным хитом оказалась комедия «Близнецы». И все же публика хорошо знала австрийца как «Конана-варвара» и «Коммандос», а продолжение «Терминатора», которое станет главным фильмом в его карьере, вышло позже, уже после «Вспомнить все».

Детективная фантастика о непомнящем себя и лишенном самостоятельности беглеце – редкий боевик в творчестве качающего железо. Как только появился фильм Верховена, никого уже не волновало, что Шварценеггер – здоровый чужак со странной фамилией. Огромный успех картины убедил актера, что его фантазия стала реальностью. Даже свою автобиографию Арнольд Шварценеггер назвал «Вспомнить все. Моя невероятно правдивая история», где он рассказывает, как боевик едва не затерялся по пути к экрану, а полный энтузиазма Пол Верховен придал сюжету веса и свел конфликт на Марсе к контролю над ресурсами.

В антиутопии, где до последнего кадра сомневаешься в правдивости лжи, гражданин, столкнувшись с кризисом бытия, может купить смысл жизни. Мир опустел, Бог умер, поэтому любая фантазия за ваши деньги. Вам продают путешествие, которое вы на самом деле не совершаете. Покупая иллюзию, человек может почувствовать себя значимым, а не простым туристом. Вот прозревший Куэйд и летит на оккупированную планету, которую распутный жизнелюб Верховен превратил в бордель, где народ мечтает побороть тиранию и нищету, порожденную фашистами. Но даже самая убедительная иллюзия остается иллюзией.

Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)

Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)

Боевик с традиционной для жанра завязкой – человек в западне – великолепен сюжетными поворотами, дерзкими остротами, обилием насилия и рукотворными эффектами, пусть сегодня устаревшими, но за которые картина была удостоена «Оскара». Критика капитализма удивительно захватывающая, но тревожная, и это задолго до «Темного города» и «Матрицы», которые также говорят о том, что в нашей реальности творится что-то странное. Между прочим, Куэйду тоже дают красную пилюлю, чтобы он пробудился, а игры с разумом Голливуд продолжил в другой экранизации Дика – в боевике «Особое мнение», но уже без Шварценеггера. «Особое мнение» задумывалось как продолжение «Вспомнить все». Там актер должен был сыграть следователя, но роль, как известно, ушла Тому Крузу, а Шварценеггер сыграл в «Шестом дне», где снова двойники и фальшивые воспоминания.

«Будь уверен, когда путешествие закончится, женщина будет твоей, ты убьешь всех плохих парней и спасешь целую планету», – пророчески заманивают в Rekall, и вскоре на Куэйда начинается охота, потому что он «проболтался о Марсе». Землянин скрывается, стреляет и взрывает, и когда война заканчивается, герой целует красотку, а тучи над красной планетой рассеиваются, пропуская безоблачное небо.

Шпионская история – фантазия? Приключение наяву или во сне? Что, если Куэйд дремлет в кресле Rekall? Может, вся жизнь – иллюзия? А что, если одержимый мечтами Куэйд – жертва медицинских техник, о которых рассказывают в начале фильма, а все пережитое – его предсмертное видение? Поразительно, что главное оружие боевика – не пушки, а навязчивая идея, порождающая сомнения в собственном бытие.

Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)

Кадр из фильма «Вспомнить все» (1990)

Пол Верховен в тоталитарных декорациях изображает обыкновенный фашизм, выразителем которого становится важнейшее из искусств. Даже судьба напуганного героя, сбежавшего из бетонной Америки на душный Марс, в мире победившего капитализма сводится к товару. Правда, у обвиненного в радикализме и вульгарности голландца революцию делает не угнетенный пролетарий, а циничный охранитель, который волей случая, забыв, кто он такой, переходит на сторону тварей дрожащих, подавленных грубой силой, ибо идеологией их не взять.

Главным конфликтом этой классики остается мысль, что по ту сторону всего сущего есть что-то, что противоречит тому, что мы видим и что нам говорят. Фильм о побеге в фантазию или побеге из фантазии (зависит от того, во что вы верите) заканчивается недоверием к миру и себе: «У меня мелькнула ужасная мысль. Что если это, правда, сон?» – гадает герой, который еще вчера работал на фашистов, торгующих грязным воздухом. История Куэйда – это история о судьбе и свободе. Человека, как замечает мудрый мутант-предсказатель Куато, определяют не воспоминания, а действия. Выбор – вот что делает параноика Куэйда героем, который, оказавшись лицом к лицу с собой, спасает планету. Значит, наше понимание себя лежит через стремление к большему, к великой цели, и только стерев память слуга капитала может обрести подлинную свободу.

«Вспомнить все» – не банальный боевик, где только насилие, заговор, шантаж, мускулы, сиськи и уродцы. Гротескная фантастика об игре в реальную жизнь не менее сильная, чем инвертированное творчество Кристофера Нолана. Фильм с погонями на эскалаторе, жучком в носу, инопланетным реактором и освободительной войной сообщает, что человека определяют не воспоминания и модные гаджеты, а сила воли. Прошлое у Верховена, высмеивающего Голливуд изнутри, не имеет значения. Не я мыслю, следовательно, существую, а я действую, следовательно, существую. И в этом смысле «Вспомнить все» выражает философию о безграничной свободе человека быть собой. Get your ass to Mars!



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями